«О, вы из Украины! Украинцы – наши друзья. А русские – они нас давят! Я хорошо их психологию знаю! – заводит разговор Александр, таксист-азербайджанец, сам вызвавшийся стать гидом в межнациональных отношениях. – Когда сюда переехал, мне было 23 года, и больше я никуда не уезжал. Вы ночью здесь выходили? Спокойно, никто слова никому не скажет, не заденет. Здесь нет такого, как в Москве. Если бы мне сейчас сказали: «В Россию пойдешь?» – я бы сказал: “Нет”».
55-летний шофер родом из Свердловска всю дорогу развлекал нас историями о русских, которые решили навсегда поселиться в Азербайджане, поскольку здесь лучше, чем на родине – жить проще, безопаснее, да и женщины покладистее.
Прыжок Азербайджана
Вопреки кризису, Азербайджан демонстрирует самый высокий рост ВВП среди стран Содружества независимых государств. Вместо минусов, с которыми имеют дело украинское и российское правительства, за девять месяцев этого года азербайджанцы получили прирост на 6,1%. Промышленное производство увеличилось на 5%, розничный товарооборот вырос на 8,5%.
Как Киев несколько лет назад, азербайджанская столица напоминает город-стройку, удивляющую новыми многополосными дорогами и высотками, которые растут даже в старых кварталах. По оценкам британских экспертов, Баку в 2009-м стал самым дорогим городом СНГ, опередив Москву. Оно и неудивительно: дешевый двухместный номер в бакинской гостинице стоит 80 манатов с человека, то есть $100 за ночь, проезд в такси – 10-15 манатов или $12-18. Взятки полицейским за нарушение правил дорожного движения еще выше. «Что ты! Здесь за десять манатов даже не здороваются!» – поясняет Александр.
Курс национальной валюты к доллару США за год даже укрепился: если раньше за «зеленый» давали 90 копеек, то теперь – 80. Секрет благополучия азербайджанские журналисты объясняют удачным сочетанием «усилий нефтяного и остальных секторов экономики».
Нефтяная сфера – это более 50% экономики Азербайджана. «Бум» в развитии стал возможным благодаря заведенным еще со времен Гейдара Алиева международным инвестициям в недра и трубопроводы. Первое соглашение, подписанное в сентябре 94-го, в учебниках и официальных документах величают «Контрактом века». Благодаря ему сегодня в стране работают более 40 компаний из двух десятков государств, в частности все основные производители и транзитеры нефти из Турции, США, Японии, Великобритании, России, Норвегии, Саудовской Аравии.
"Все, что делается в отношении нефти и газа в Азербайджане, делается из принципа, гласящего, что нефть и газ – это всего-навсего сырье или товар, углеводороды, которые продаются и покупаются", – объясняет Эльшад Насиров, вице-президент по вопросам инвестиций и маркетинга государственной компании SOCAR, которая в октябре начала танкерами поставлять нефть в Украину.
Власть всегда права
Портреты бывшего президента Гейдара Алиева, улыбающегося с билбордов на фоне современных зданий, нефтевышек, мечети, толп восхищенных азербайджанцев, – обычное дело на улицах столицы. Стены исторических зданий и входы в министерства украшены золотыми цитатами из его высказываний – а-ля Ленин. Азербайджанцы, обвиняющие СССР и Россию во многих национальных бедах, смели все советские символы и памятники, заменив их культом Алиева, «самого известного в мире деятеля Азербайджана».
Здесь не принято комментировать и обсуждать действия власти: «Это политика, не надо говорить о ней!» Хотя одну мысль оппозиция вбила в головы населению – каждому азербайджанцу положен процент от добытой нефти. Эта рабочая в соседских государствах формула стала тайной азербайджанской мечтой. «В Дубаи, в Эмиратах, в Кувейте родился ребенок – столько-то денег положили в банк. Правильно? – рассуждает Александр. – Ему 16 или 18 лет исполнилось, он уже миллионер. Слыхали о Рассуле (Гулиеве, председателе Демократической партии Азербайджана – «Левый берег»), который убежал? Он хотел это самое сделать: на каждого ребенка в банке счет открыть, чтобы тот проценты за счет нефти мог получить».
Потому главное недовольство водителей – дорогим бензином, который стоит в Баку 46-56 азербайджанских копеек, то есть на треть дешевле, чем в Украине. «Почему дорого? Бензин – у нас. Нефть у нас. А проценты каждому человеку должны от этого быть или нет?».
Нерусский дух
Несмотря на ровные дипломатические отношения между Баку и Москвой, в быту доминирует явная нелюбовь к русским. Спутниковое телевидение в гостинице ловит максимум турецких и иранских каналов и минимум российских. Большинство русских школ закрыты, все высшее образование – на азербайджанском.
- Осталось 2-3 русские школы на район, – рассказывает 60-летний Адиль, коренной бакинец, водитель министерского автобуса. – Телевидение на русском языке закрыли. Заинтересованности его учить нет никакой. Даже едешь, на русском разговариваешь и слышишь: «Почему на русском говоришь? Ты азербайджанец, должен на своем языке разговаривать!» – такие настроения.
- А общее отношение к России какое?
- Какое может быть отношение, если в этой войне (в Нагорном Карабахе, с Арменией – «Левый берег») зачинщик – Россия, и их войска стоят там?! Самое главное – связь с Россией потеряна. Раньше можно было проехать, проведать, почта работала, а сейчас все дорого. Раньше заплатил 20-30 рублей – и в Москве, а сейчас – $300-400. Я после 88 года не ездил в ту сторону. Даже когда отец умер, так брат из Воронежа не смог приехать на похороны.
Таксист Александр в оценке Армении более категоричен: «У них положение очень плохое. Слишком бедные. Им уже и Карабах не нужен. Думаете, Карабах армяне взяли? У них сил не хватит! Россияне там воевали! Даже в плен попадали к нам. Если из их рук выйдет Карабах, на Кавказе России нечего делать, потому она лапу положила и держит».
В отделенную Карабахом от основной части страны автономную республику Нахичевань бакинцы попадают самолетом или через Иран – из-за непрекращающихся перестрелок на азербайджанско-армянской границе.
Украинские ориентиры
В Баку к украинским действиям относятся с особым вниманием – несмотря на иное отношение к власти, другую религию, экономическую ситуацию и постоянную смену руководителей в Киеве.
Посол Украины в Азербайджане Борис Климчук, смеясь, рассказывает, как легко переключил внимание азербайджанцев на украинские курорты: «Я собрал группу азербайджанских журналистов, повез их в Украину, так они неделю сюжеты о нас крутили. В результате азербайджанцы поехали к нам отдыхать – в Трускавец, в Моршин. Вместо того чтобы стоять пустыми, наши курорты работали. Ведь азербайджанцам лучше тут, чем в Кисловодске или Минеральных водах, где им говорят «чурка», «черный», “чего сюда приехал?”».
Даже прошлогоднее заявление Виктора Ющенко в поддержку целостности Грузии азербайджанцы встретили с гораздо большим пониманием и поддержкой, чем украинцы. Киев, несмотря на внутриполитическую рознь, сохраняет статус маяка для других независимых республик бывшего Советского Союза – начиная от Беларуси и заканчивая Узбекистаном. Продолжает быть коллективным гарантом их целостности и независимости, которым он был при Кучме.
Поговаривают, на встречах Леонида Кучмы с Алиевым, Назарбаевым, Каримовым и другими руководителями СНГ, где отсутствовали представители Российской Федерации, ему говорили: «Держись, Леонид! Удержишься ты, удержимся мы». Сегодня Украина продолжает возглавлять неформальный антироссийский блок. Причем пользуется большой поддержкой, как на официальном, так и на самом низком – народном – уровне.