И угрозу представляют не столько "титушки", организация "Оплот" (которая до всех событий мирно помогала ветеранам ВОВ), сколько те самые обычные харьковчане, которые молятся на Советский Союз, смотрят российское телевидение и дальше Крыма не выезжали. У многих из них родственники в России (сказывается близость Белгорода). Да что там скрывать, у некоторых по два паспорта – результат неразберихи в 90-е. Такие могут, например, выбить поднос с горячим чаем из рук студента-активиста, который предлагает им согреться, и навсегда уничтожить веру в людей.
И это не только люди за сорок. Моя соседка, молоденькая учительница английского в центральной школе, с гордостью рассказывала, как они с учениками плевали и били активистов Майдана при том первом, опозорившем Харьков на всю Украину, штурме ОГА. Бюджетники все три месяца покорно ходили на митинги. И даже на сегодня учителям и воспитателям объявили сбор на митинг за референдум.
Пресловутый языковой вопрос – надуманная проблема: в деревнях в Харьковской области все говорят на украинском. И все равно хотят в Россию!
Главный жупел для обывателей - Правый Сектор. Одна подруга моей мамы говорит о другой: «Я теперь с ней боюсь даже спорить, она же Правый сектор!» Речь идет о 60-летней женщине, если что. Отменят 9-е мая, за поездку в Крым будут давать от трех до восьми лет, Майдан сожгли, засадили огородами, и по нему бродят свиньи, про наркотики в чае я вообще молчу – я эту версию слышала даже от врача-нарколога.
Весь этот длинный экскурс подводит к вчерашним-позавчерашним событиям. В воскресенье, 6 апреля, проходило 2 митинга: вначале сторонников целостности Украины, затем федералистов-сепаратистов (оказывается, в Харькове носители георгиевских лент не вполне договорились друг с другом). Уже в воскресенье чувствовалась напряженность – антимайдановцы вели себя агрессивно, оттесняли активистов и затевали драки в центре города, несмотря на объявленное в прошлые выходные перемирие. Опять вытащили из ОГА активистов и заставили их ползти на коленях сквозь милицейский кордон (правда, некоторые говорят, что это обычная мера безопасности).
К вечеру в соцсетях антимайдановцев (например, в группе вконтакте «ПМОП Беркут», где 130 тыс. подписчиков) был объявлен общий сбор в 19:00 для штурма Харьковской ОГА. Когда я туда приехала через час, я увидела мощный, не побоюсь этого слова, заслон милиции в шлемах и со щитами и редкую толпу на площади. Улица Сумская, которая разделяет площадь и ОГА, была не перекрыта, по ней свободно передвигались машины.
В 20:30 таки начался штурм, и сепаратисты с легкостью захватили здание и вывесили российский флаг в окно. Милиция… просто расступилась. Я позвонила знакомому милиционеру, который стоял в оцеплении, и с участием спросила, не опасно ли было. «Конечно, опасно! Ноги оттоптали, форму порвали!» - с возмущением ответил он. После захвата промайдановские харьковчане объявили общий сбор на площади перед ОГА вчера, в 8 утра.
На площади было полно людей в масках, с битами и гранатами в руках. Они ходили группами и задирали присутствующих на площади и окрестных улицах. Милиция спокойно пила кофе вместе с ними в окрестных кофейнях.
Днем, около двух, антимайдановцы начали бросать бутылки и светошумовые гранаты в толпу и гнать активистов с площади. Станцию метро «Университет» закрыли, люди начали разбегаться по парку, а за ними гнались "титушки". «Защитите нас!» – просили люди милиционеров, слоняющихся вокруг, на что последние ухмылялись и отвечали: а у нас приказа не было. Агрессивные и пьяные "титушки" - против харьковской интеллигенции, которая ничего тяжелее томика Шевченко в руках не держала, и вообще была возмущена, мол, "куда смотрит Аваков".
Тем не менее, на площадь все равно прибывали харьковчане – многие просто шли с работы и решили посмотреть, что и как. Стычки продолжались, были раненые активисты евромайдана. Впрочем, они боялись обращаться в больницы: большинство врачей очень негативно относились к еромайдановцам, всячески их притесняя.
Вечером, около 22-х, кто-то поджег покрышки, сложенные возле ОГА, огонь перекинулся на здание, сгорела пара кабинетов на первом этаже. Все это время на площади были слышны взрывы светошумовых гранат, летели коктейли Молотова.
Часть сепаратистов решила захватить телевышку с требованием вернуть российские телеканалы. Около 23:00 начался штурм ОДГ милицией (по слухам, спецподразделениями из Полтавы – харьковская отказалась). Их запустили с черного хода здания, и к утру они зачистили помещения от сепаратистов, которых отвезли в одно из Харьковских РОВД. Здание телевышки после переговоров захватчики покинули сами.
Сейчас вокруг ОГА спокойно – люди идут на работу, службы убирают мусор. Геннадий Кернес в интервью российскому телеканалу Дождь по горячим следам заявил: «Требование присоединить Харьков к России - это все игра в войнушку».
К сожалению, играть в войнушку рвется агрессивно настроенное меньшинство – которое молчаливо поддерживает милиция, а до этого выпестовали местные власти и российская пропаганда. Несмотря на то, что их действия во многом списаны с действий активистов киевского Майдана, сегодня сепаратисты организовались, скоординировались, даже транслируют свои собственные стримы. Как я уже писала выше, в Харькове им противостоит в основном интеллигенция – но доводы разума всегда проигрывают перед гранатой с гвоздями.