ГлавнаяКультура

Об органичном синтезе музыки, науки и современного искусства

Когда речь идет о молодом художнике в наши дни, обычно представляешь себе юного, амбициозного, фонтанирующего идеями прожектера.

Об органичном синтезе музыки, науки и современного искусства

Прожектера потому, что слишком часто художественный замысел неплохой, на первый взгляд, получает не самую удачную реализацию, и, как следствие, не получает ожидаемой оценки публики и критики, и становится поэтому последним в карьере артиста. Именно поэтому приятно встретить юную художницу, которая несколькими удачными проектами добилась признания, и реализовала и без того интересные идеи самым лучшим образом.

Девушку зовут Кэти Патерсон, она британка, которая с юности увлекалась одновременно и изобразительным искусством и наукой, в первую очередь астрономией и физикой. Именно на стыке науки с искусством и работает Кэти. Конечно, в первую очередь меня заинтересовали ее проекты около музыкальные, но начать стоит, пожалуй, с других ее работ, чтобы понять качество выгодно отличающее ее от оравы других молодых «арт»истов — вместо претенциозности основательность.

Увлеченность Кэти астрономией прямо-таки кричит из каждого второго ее проекта. К примеру, масштабная инсталляция, похожая на карту ночного неба, на самом деле является картой ночного неба уже не существующего — Кэти реконструировала на условном небосводе все те звезды, которые «умерли» с момента начала наблюдений за звездным небом человеком. В общей сложности набралось 27 000 (!!!) звезд, которые и составили тело проекта «All The Dead Stars».

Другая задумка художницы, связанная со смертью небесных светил, называется «The Dying Star Letters». В рамках этого проекта Кэти, как только узнает об исчезновении очередной звезды с карты звездного неба, пишет и размещает в печати некролог на ее смерть. Письменные варианты ее записок выставлены в пространстве галереи. Серия записей пополняется, стоит еще одной звезде погаснуть.

Еще одно явление, которое художница тематизирует в двух своих роботах — это темнота. И темнота не наша, земная, а бесконечная, галактическая, та, которая царствует на расстояниях в миллионы световых лет в пространстве между звездами и галактиками.

В первой инсталляции Патерсон ведет трансляцию «изображения» (на самом деле абсолютно черной картинки) пустоты с самого отдаленного, а вернее крайнего из наблюдаемых человеком уголка Вселенной. Этой темноте больше тринадцати миллиардов лет, то есть зритель видит темноту, которая появилась ненамного позже Большого Взрыва, в то время, когда во Вселенной начали формироваться первые источники света.

Другая попытка проработать тему темноты — это каталогизировать ее. Художница создает каталог из снимков темного пространства Вселенной, вручную подписывает их, и упорядочивает из день за днем. Проект по замыслу не ограничен временными рамками. Каталог продолжает пополнятся все новыми и новыми снимками. На данный момент ею созданы 2200 слайдов, на каждом из которых указан номер, место расположения на карте звездного неба и расстояние до Земли.

Теперь перейдем к произведениям артистки, непосредственно связанным с музыкой.

Первая, фантастическая по своей задумке инсталляция связана с Исландией и называется, естественно, непроизносимо для неисландца «Langjökull, Snæfellsjökull, Solheimajökull» — по имени трех ледников.

Суть затеи следующая: Кэти отправилась в Исландию, где записала звучание медленно ползущих вниз ледников. Кроме того, она собрала на каждом из них снег со льдом, растопила, а затем заморозила снова в форме обыкновенной виниловой пластинки, на которую (внимание!) нанесла, как и положено винилу, звуковые дорожки, а именно - звук таяния ледников. В галерее же она вставила три проигрывателя пластинок, на которых и начала воспроизводить записанные ледяные пластинки до тех пор, пока они не растаяли.

Каково? Записать звук объекта, на, условно, его же (объекта) составной материал, и озвучить его до тех пор, пока он не вернется в исходное агрегатное состояние.

Не отходя далеко от исландских ледников, Кэти установила подводный микрофон в лагуне Vatnajökull возле другого гигантского снежного кома, который медленно сползает в океан. Для того, чтобы послушать звучание льда, «текущего» в холодную воду, не нужно отправляться в Исландию, или на экспозицию произведений Кэти, а можно набрать +44(0)7757001122 и самому услышать до того неслышанное звучание многотонной глыбы.

Проект под названием «Земля-Луна-Земля» устроен следующим невероятным образом: ноты Лунной Сонаты Бетховена переводится в сигналы азбуки Морзе, и посылаются в виде УКВ радиоволн в сторону Луны. Долетев до поверхности природного спутника Земли, волна отражается и возвращается на Землю, но в уже измененном состоянии, потому что часть информации теряется или искажается из-за неровной, усеянной кратерами, поверхности Луны. Искаженный принятый сигнал из точек и тире снова переводится в ноты, и проигрывается, как Лунная Соната, но модифицированная под воздействием контакта с Луной.

И, наконец, третий музыкальный проект, реализованный с помощью той же технологией (радиосвязь Земля-Луна-Земля). В этот раз Кэти не пришлось переводить слишком много звуков в сигналы азбуки Морзе, потому что для трансляции была выбрана знаменитая минималистичная пьеса в трех частях авангардиста-пятидесятника Джона Кейджа для трех любых инструментов под названием «4'33''».

Суть этого произведения в том, что на протяжении четырех с половиной минут музыканты не должны касаться своих инструментов. В итоге, по задумке Кейджа, каждый из слушателей услышит свой вариант тишины (под кем-то скрипнет кресло, кто-то начнет прислушиваться к биению своего сердца, или считать вдохи-выдохи, за окном проедет машина, кто-то обязательно чихнет — тут пьесу исполняет симфонический оркестр, транслирует BBC). Вот и наша героиня решила послать в сторону Луны закодироаванную тишину — всего два сигнала, обозначающие начало и конец трансляции.

И что бы вы думали? Если Луна перековеркала Лунную Сонату, то с тишиной она поступила очень деликатно — через две с половиной секунды отраженные сигналы вернулись на Землю в неизменном состоянии. Значит ли это, что космос молчит? Или просто бережно относится к тишине?

Признаюсь, при всем моем настороженном отношении ко всему тому, что сейчас называется артом или «современным искусством», абсолютно все проекты Кэти Патерсон произвели на меня самое глубокое впечатление. Надеюсь, и вы проникнитесь интересом к ее творчеству.

Филипп МарковичФилипп Маркович, музыкальный критик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram