Главным принципом, который отличает эту концепцию от прежней, является "очеловечивание" учебников, пишет в своей колонке для "Левого берега" заведующая кафедры истории Киево-Могилянской академии Наталья Яковенко.
"Первой жертвой антропологизированного учебника стал культ государства/власти, а второй - военно-милитарная история. Военные действия в наших программах сведено к схематической информации, а вместо нее впервые в их толкование внесен гуманитарный аспект – то, что всякая война является не только героикой битв, а и трагедией, особенно для мирного населения", - пишет доктор исторических наук.
Также новая концепци отказывается от этноцентриеского подхода к преподаванию украинской истории. "В основу повествования мы предлагаем положить территориальный принцип, по которому все этносы, которые жили когда-то и теперь живут на украинской территории, считются частью прошлого Украины", - подчеркивает Наталья Яковенко.
Это, в свою очередь, сменило способ повествования о жизни украинцев в государствах, в состав которых входили украинские земли, - с ударением на т.наз. "колониальном гнете". "Поскольку мы считает неотъемлемой частью прошлого Украины все, что происходило на ее территории, то с этой перспективы предлагаем рассматривать причастность украинцев к бытию соответствующих государств. Это означает, что в категорию "положительного опыта" попадают все культурные или социальные достижения украинцев в составе этих государств, а также вклад украинцев в их развитие или упадок. Пример СССР... мы считаем одним из самых убедительных доказательств успшности и креативности нашей нации, котоорый дает ученику возможность гордиться ей", - пишет она.
Подробнее читайте здесь: Наталя Яковенко. "Українським є все, що відбувалося на території України"