Конечно, застраховаться от подобных катастроф невозможно, однако быть готовыми к ним, защитить граждан и суметь минимизировать последствия стихийных бедствий – обязанность государства и региональных властей.
Несмотря на то, что мощные землетрясения и наводнения Харьковской области не грозят, на ее территории расположены опасные с точки зрения чрезвычайных ситуаций объекты, такие как многочисленные склады боеприпасов и линейный ускоритель в Харьковском физико-техническом институте в Пятихатках.
По словам офицера регионального медиа-центра Минобороны Украины в Харькове, подполковника Дмитрия Горбунова, в Харьковской области есть несколько воинских частей, которые отвечают за хранение боеприпасов. Например, арсенал в Лозовой, где остаются несколько тысяч тонн вооружений и склады в Балаклее, где хранятся 200 тысяч тонн артиллеристского вооружения. Но, наибольшую опасность представляет собой склад требующего утилизации ракетного топлива меланж (ПГТ Шевченково).
Самый страшный арсенал – в ПГТ Шевченково, где находятся около 4 тысяч тонн меланжа. Даже несколько граммов этого вещества имеют очень мощную разрушительную силу. Хорошую воронку может сделать", - сказал он. Горбунов отметил, что этот склад должен быть утилизирован в следующем году по международной программе ОБСЕ. В первую очередь организация занимается утилизацией ракетного топлива на Западе Украины – в Львовской и Винницкой области, а затем, в следующем году, будет ликвидирован склад меланжа и в Харьковской области. Он сообщил, что использовать это топливо нельзя, но от утечки никто не застрахован, "просто властям страны нужно искать финансирование на эту программу".
Подполковник напомнил, что 9 февраля 2011 года губернатор Харьковской области Михаил Добкин пообещал ликвидировать меланж уже в этом году, потому что это несет угрозу проведению Евро-2012. И уточнил, что местные власти нашли деньги на эту программу.
Всего на ликвидацию ракетного топлива в Шевченково необходимо, по словам Горбунова, от 15 до 20 миллионов гривень, но эти деньги должны быть утверждены Кабинетом министров, а самостоятельно местные власти такие решения принимать не могут. "Должно быть разрешение на утилизацию, транспортировку, а также должны быть предоставлены специалисты для сопровождения", - сказал он.
В отношении мер безопасности на складах, он сообщил, что "военнослужащие делают все возможное". Кроме того, воинские части сейчас усиленно проверяет МЧС, СБУ, управление контрразведки и даже МВД, на всех объектах установлена специальная охранная сигнализация НВП "Союз" харьковского производства. Также в каждом районе за "территориальную оборону" отвечает глава райадминистрации.
"Но о чем можно говорить, если в 2002 году взорвались склады в Артемовске Донецкой области, в 2004 году было несколько взрывов на складах в Новобогдановке Запорожской области, и в 2008 году – на арсенале в Лозовой Харьковской области", - заявил он.
Главной угрозой для военных объектов Горбунов назвал терроризм. "Всевозможные учения, которые проводятся на складах, направлены в первую очередь на борьбу с терроризмом. Последнее из них проходило в сентябре прошлого года на военной базе в Шевченковском районе" - сказал он.
Главный инженер ХФТИ, объекта, представляющего угрозу в случае ЧС, Михаил Сосипатров сообщил, что ускоритель опасности для харьковчан не представляет, причин для беспокойства нет, а система безопасности в институте работает исправно. От дальнейших комментариев он отказался.
Хождения по мукам
Для того чтобы выяснить, сколько всего в Харькове и области объектов укрытий, и в каком они состоянии, LB.ua обратился к начальнику главного управления по ЧС ХОГА Владимиру Россохе. Однако он несколько дней "находился на совещании", а его замы без разрешения начальника на вопросы отвечать отказывались.
В КП Харьковский метрополитен, который является самым известным харьковчанам укрытием в городе, сообщили, что могут предоставить убежище при любых ЧП всем желающим. Точное количество людей, которых может принять метро, однако не уточнили, сославшись на то, что эта информация разглашению не подлежит. Представитель КП сообщил, что в случае масштабных происшествий Харьковский метрополитен переходит под управление Департамента транспорта и связи горсовета, которой и решает – куда и сколько людей направлять. В метрополитене заверили, что смогут обеспечить всех потенциальных укрывающимся предметами первой необходимости. Еще в пресс-службе дали понять, что учения в подземке проводятся, но какие и когда – вопрос, опять же, не к ним.
Когда же мы обратились за подробностями к начальнику департамента горсовета Сергею Дульфану, он также оказался "на важном совещании".
ГО или Гр.Об.?
После тщетных метаний между кабинетами чиновников LB.ua решил выяснить, насколько осведомлены харьковчане о том, что следует делать при техногенных и природных катастрофах. Как показал опрос среди знакомых, "гражданская оборона" больше ассоциируется с одноименной рок-группой Егора Летова, а не с военными в ОЗК (общевойсковой защитный комплект), собирающими в колбочки что-нибудь ядовитое. А знания о том, что делать в случае ядерного взрыва или химугрозы сводятся к школьному фольклору: "Лечь на землю ногами по направлению к ядерному грибу, прикрыв голову руками", "При химических атаках убегать перпендикулярно направлению ветра, при угрозе отравления хлором, взбираться на возвышенности".
Больше о способах самозащиты и ликвидации последствий рассказал LB.ua начальник кафедры пожарной тактики и аварийно-спасательных работ Харьковского национального университета гражданской защиты, майор службы ГЗ Алексей Бабенко. По его словам, в вузе курсантов готовят к возможным массовым катастрофам: крушениям самолетов, ДТП, техногенным и природным авариям, даже тем, которые в Украине теоретически невозможны. Еще их учат управлять ликвидацией последствий аварий. "Масштабов катастроф, подобной тому, что происходит в Японии, они не знают. Слава богу, в Украине нет такой сейсмической активности", - говорит Алексей Бабенко.
Сравнивая подготовку украинских и европейских спасателей, Бабенко отметил, что европейцы лучше оснащены, украинцы же недостаток техники компенсируют "человеческим фактором". "В Украине спасатели работают руками, поэтому задачи выполняют немного медленнее, но глубже знают ситуации…"
По его словам, бакалавров университета готовят к ликвидации последствий различных аварий, они могут работать под землей, на больших высотах. "Магистры же могут управлять работой подразделений, которые занимаются ликвидацией аварий. Они также получают теоретические знания о действиях при природных катаклизмах, которые возможно в мире, а не только в Украине. То есть, можно сказать, что украинские МЧС-ники – больше спасатели, чем операторы спасательных машин", - согласился с LB.ua майор службы ГЗ.
Готовят спасателей и к возможным ядерным взрывам, хотя и не так интенсивно, как это было в Советском Союзе. "Мы даем такие ситуации… Но это не те действия и не та подготовка, что в СССР. Тогда были отдельные войска гражданской обороны. Сейчас курсанты получают только знания о действиях в зоне радиационного заражения", - рассказал Алексей Бабенко.
Чему учат в школе
Готовить ко всевозможным ЧП должны и харьковских школьников. Директор Департамента образования Харьковского горсовета Ольга Деменко заверила LB.ua, что нынешние ученики готовы к возможным авариям/катастрофам не хуже, чем в СССР. "Слава Богу, мы сохранили ту базу, которая была при Союзе. Всех школьников – от 1 до 11 классов – учат тому, как действовать в условиях ЧП: как защитить свою жизнь и здоровье, и помочь другим".
Госпожа Деменко также заверила, что бомбоубежища в харьковских школах содержатся в нормальном состоянии, хотя есть они не всех учебных учреждениях, которых в городе около 200.
Занятия в школах, где обучают азам ГО, проходят действительно каждую неделю, рассказали LB.ua старшеклассники одном из учебных заведений в центре Харькова. "Вот сейчас как раз идет", - сообщил 10-классник Влад, прогуливаясь на заднем дворе школы.
Парень уверен, что спастись от ядерного взрыва можно, выпив йод. О поведении во время химической атаки он "может и знает, но не хочет фантазировать", поэтому "лучше промолчит".
Его одноклассницы Света и Ира (в это время должны были получать навыки сестер медицинской службы) говорят, что и во время ядерного взрыва, и химической атаки нужно спасаться, а как именно спасаться, не имеет значения, главное "бежать подальше". 11-классница Вика затруднилась ответить на вопросы.
Никаких дополнительных занятий в школах или курсов в вузах Украины после японских событий вводить не собираются. Во всяком случае, пока. Где Япония, и где мы?