Московский – потому что во время его проведения отчетливо заметны и политические, и эстетические отличия от недавнего прошлого. В мае отмечается окончание второй мировой войны в Европе, сама война продолжается до сентября 1945. Главный посыл мая – установление прочного мира на европейском континенте, разрушенном противостоянием союзников и нацизма. Но рядом с Путиным нет европейских лидеров, он стоит в окружении глав государств Азии. Эту перемену заметил даже близкий приятель Путина Сильвио Берлускони, не преминувший назвать ее “европейской ошибкой”. Но ошибка это или нет, а факт налицо - Россия, веками выбиравшая между Европой и Азией наконец-то определилась, превращаясь в малозаселенный придаток Китая и Индии. Зачем это демонстрировать в 70-ю годовщину победы – одному Богу известно: Советский Союз, между прочим, сражался в том числе и за то, чтобы остаться европейским государством, это Гитлер хотел загнать его за Урал, обеспечив себе на европейском континенте “жизненное пространство”. Да и в 1991 году отказ от обновленного Советского Союза и создание СНГ во многом мотивировались желанием сохранить связи с европейскими республиками бывшего СССР.
В обновленном Союзе России оставалось сосуществование с центральноазиатскими странами и команда Ельцина этого категорически не хотела. Сейчас Путин оказывается на трибуне в окружении руководителей стран Центральной Азии, ни одного европейского лидера из СНГ – даже Лукашенко – нет – и хочется спросить российское руководство: зачем в 1991 году нужно было провозглашать независимость, чтобы в 2015-м прийти к тому, от чего бежали?
Эстетические отличия тоже очевидны. Начнем с самого факта проведения праздника в форме военного парада – да еще такого. Не знаю, нужно ли напоминать, что войны завершаются для того, чтобы устанавливался мир и больше не гибли люди, а не для новых войн и смертей. В России будто забыли об этом очевидном факте – и то, что в день, когда россияне идут по улицам с портретами своих погибших в годы войны родственников, в Украине хоронят защитников Отечества, отдавших свои жизни в 2015 году – великолепная иллюстрация того, в какого циничного и лживого монстра превратилась Россия.
И этот цинизм прослеживается лучше всего на донецком параде. Если московский – попытка подражать Лени Рифеншталь, эстетике и угрожающим подходам гитлеризма, то донецкий – пародия на поздний “совок”: Захарченко с придуманными орденами, салютующий проходимец, обвешанный медалями, живущие в Нигде и радостно приветствующие продолжение этого алогичного существования зрители. Только техника настоящая, российская, готовая стрелять и убивать.
Техника, подтверждающая то, что многие, впрочем, понимали и в 1945-м году – без краха последнего тоталитарного режима, без торжества демократии в мире, без отказа государств от имперских тенденций и шовинистических мифов вторая мировая война не закончится никогда.