Открывая дискуссию, Виталий Портников заметил, что процесс Тимошенко является некой лакмусовой бумажкой для интеллектуалов. Ведь позиция, которую они занимают относительно этого судебного разбирательства, ярко иллюстрирует степень их гражданской сознательности. Люди, которые готовы оправдать несправедливый приговор с позиции политической целесообразности, способствуют созданию в Украине авторитарного режима, рискуя завтра самим стать жертвами избирательного правосудия. И в этой ситуации очень пугает утрата интеллигенцией своих моральных ориентиров, проявившаяся в ходе этого процесса. И речь идет не о поддержке конкретного политика - главным лозунгом защитников Тимошенко в этом случае должно быть не имя экс-премьера, а такие понятия, как справедливость и демократия. Фактически, мы находимся на неком рубиконе, перейдя который у нас уже не будет пути назад.
Согласно точке зрения известного публициста и историка, профессора Ярослава Грицака, до тех пор, пока интеллектуалы не молчат, продолжая говорить правду и отстаивать свою точку зрения, они играют самую важную свою роль. Но перед тем, как рассуждать над этим вопросом, нужно провести достаточно четкую границу между двумя понятиями: интеллигентами и интеллектуалами.
Интеллигенция - это обозначение для той части общества, которая зарабатывает себе на жизнь своим умом и знаниями. Отличительной особенностью, при этом, является тот факт, что интеллигенты всегда находятся на службе. У государства или бизнеса - не суть важно, - но, так или иначе, эти люди находятся в прямой зависимости от тех, кто платит им деньги. Когда же речь идет об интеллектуалах, то подразумеваются люди, задача которых думать независимо от обстоятельств, предлагая при этом решения актуальных для общества проблем. Порой они могут говорить неприятные вещи, потому что истина для них всегда наивысший приоритет. Их задача думать системно и предлагать структурные изменения. Потому интеллектуал никогда не использует в качестве лозунга фамилию конкретного человека - он будет агитировать за идею.
В противовес мнению Ярослава Грицака, главный редактор культурологического журнала “Ї” Тарас Возняк утверждает, что роль интеллектуальной элиты не должна ограничиваться менторской ролью, ее задачей должна быть также реальная политическая деятельность. Но очень важно понять, есть ли у интеллектуалов готовность прийти к власти и справиться в дальнейшем с этой ответственностью. Опыт украинской государственности говорит о том, что такой готовности каждый раз не хватает. Одной из проблем, с которой, по его мнению, должны бороться интеллектуалы, является тот вал информации, который выплескивается сейчас на неподготовленное к новой информационной реальности общество.
Интеллектуальные лидеры должны стать проводниками в этом хаосе, указывающими не только рациональные решения, но и моральные ориентиры для общества. Поэтому нужно прекратить разговоры про новых украинских Бандеру или Мазепу - новые лидеры должны объединять общество, а не становиться иконами, вокруг которых будет разворачиваться настоящая война. Ни одна историческая фигура не достойна того, чтобы из-за нее потерять Украину. Если же ставить вопрос ребром - Бандера или Сталин - то это дорога в никуда.
Отец Борис Гудзяк, ректор Украинского католического университета напомнил, что, размышляя над причинами успешного влияния интеллектуалов на общество в других странах, мы часто вспоминаем особенности национального менталитета, генетики, погоды. Но главным, пожалуй, является создание благоприятной среды для развития идей и людей, их создающих. Это невозможно без плюрализма мысли, встреч, общения. Потому единомыслие крайне опасно в этом контексте, так как неизбежно приводит к уничтожению этой столь важной атмосферы. Поэтому людям из разных частей Украины так важно сближаться друг с другом. Физически приезжать друг к другу в гости, обмениваться мыслями. Тогда очевидным станет тот факт, что нас объединяет намного больше, чем разводит по разные стороны баррикад.
По доброй традиции, дискуссия во Львове в какой-то момент перешла к обсуждению роли Степана Бандеры в истории Украины и ее настоящем, тем более, что день заседания совпал со днем смерти украинского революционера. Не обошлось и без реплик, противопоставляющих Восток и Запад страны, навешивающих ярлыки “разных Украин”. Однако жирную точку в этом бессмысленном споре поставил гость из Донбасса, специально приехавший на встречу из Восточной Украины. Его слова о том, что у нас нет другой Украины, и мы должны любить ее такой, какая она есть, со всем ее разнообразием, вызвали почти единодушное одобрение гостей клуба. Ведь где тогда проводить границу между людьми, каждый их которых хочет жить в украинском государстве, а не в Российской Федерации?
Вместе с лидером движения «Спільна справа »Александром Данилюком, также присутствовавшим на заседании, некоторые участники встречи выразили мысль о том, что интеллектуалы должны не только пассивно наблюдать за происходящем, используя окружающие события как пищу для своих рефлексий. Они должны активно участвовать в происходящем, всеми силами способствуя тому, чтобы вынести “политический труп” нынешней власти из украинского дома. Пассивное бездействие интеллектуальной элиты, лучше осознающей последствия происходящего, превращает их в соучастников преступлений.
Быть более рассудительными в своих призывах попросил участников известный правозащитник, вице-ректор Украинского католического университета Мирослав Маринович. Он считает, что интеллигент - это, прежде всего, человек, способный пойти на самопожертвование ради своих идей, а не радикал, способный ради них принести в жертву окружающих. Успех оранжевой революции состоял, прежде всего, в солидарности людей, ее сотворивших, а также в ее ненасильственности.
Размышляя о причинах того, почему украинские интеллектуалы до сих пор не взяли на себя ответственность за события в стране, он отметил, что для возможности влиять на общество интеллигенция должна вызывать своими действиями резонанс в социуме. Как струны не могут звучать без скрипичной деки, так и интеллектуальная элита, не умеющая достучаться до разума своего народа, никогда не сможет претендовать на ключевую роль в социальной структуре. И чтобы достичь этой цели, интеллигенция должна выйти из своего “гетто” и вспомнить про дар компромисса, без которого достижение общей точки зрения невозможно.