ГлавнаяЭкономикаБізнес

Льготные перевозки пагубны для пригородных направлений ОЖД

Убытки Одесской железной дороги по пригородным перевозкам за прошлый год составили 194 млн. грн., хотя в общей массе убытков "Укрзализныци" они кажутся каплей в море (2,8 млрд. грн.).

ИА "МОСТ-Одесса" решило выяснить как компенсировать убытки от подобных перевозок и стоит ли вообще предоставлять льготы пассажирам.

В пресс-службе Одесской железной дороги отмечают, что из года в год убытки от пригородных перевозок только возрастают. Причиной тому является увеличение эксплуатационных расходов дороги, которые не компенсируются доходами. Так с 2004 по 2010 годы расходы на обеспечение пригородных перевозок увеличились в 4 раза (с 58,7 до 232,5 млн. грн.), а доходы выросли всего 2,3 раза (с 16,4 до 38,5 млн. грн.). В итоге убытки железнодорожников увеличились в 4,6 раза (с 42 до 193 млн. грн.).

В целом убытки от пассажирских и пригородных перевозок дорога компенсирует за счет доходов от грузовых перевозок. На каждую потраченную гривну по перевозке льготников, а их целых 26 категорий, государство компенсирует только 17 копеек. За счет не полной компенсации в 2010 году дорога не дополучила доходов на сумму 28,1 млн. грн. Всего с 2004 года железная дорога не получила сумму 98,1 млн. грн., в том числе от Министерства образования - 38,2 млн. грн., обладминистраций - 46,2 млн. грн., Министерства молодежи и спорта - 13,7 млн. грн.

Одной из своих основных проблем руководство Одесской железной дороги считает применение экономически не обоснованных тарифов на перевозку пассажиров, при которых, кстати, не работает механизм компенсации убытков, что предусмотрено Законом "О железнодорожном транспорте". Кроме того, на законодательном уровне не урегулированы взаимоотношения между органами власти и железной дорогой, как субъектом хозяйственных отношений. Дело в том, хотя железнодорожники ведут персонифицированный учет перевозки льготных категорий пассажиров, при предъявлении актов выполненных работ отделы социальной защиты населения городских и районных администраций принимаются к учету только суммы предусмотренные бюджетом на соответствующий период, а остальная часть средств не компенсируются. Отметим, что при этом финансовая ответственность госадминистраций перед железной дорогой за фактически выполненные объемы работы не наступает.

С другой стороны, уже проходит определенная работа по повышению тарифов на пригородные перевозки. В 2011 году чиновники государственной администрации области заложили повышение тарифов на 18%, но такие показатели не устраивают транспортников и они ведут переговоры по увеличению этой цифры. О результатах переговоров пока неизвестно, однако контроль по этому вопросу обеспечивает начальник главного управления экономики Одесской ОГА Олег Муратов.

"Одесская областная государственная администрация согласовывает вопросы повышения тарифов на пригородные железнодорожные перевозки. На наш взгляд, на сегодняшний день есть экономическое обоснование повышения тарифов, поскольку последний раз тарифы повышались в начале 2009 года. За это время увеличилась минимальная заработная плата, тарифы на электроэнергию и так далее. Мы изучаем этот вопрос, поэтому решения о том, насколько тарифы будут подняты и когда введены в действие, пока не принято", - описал проблему ИА "МОСТ-Одесса" О. Муратов.

Вместе с тем в управлении морехозяйственного комплекса, транспорта и связи считают, что повышать тарифы пока не стоит.

"Это не тот случай, когда нужно повышать тарифы. В этом году возросли тарифы на услуги ЖКХ, тепло, газ, воду и прочее. Рост цен на пригородные перевозки создаст серьезное недовольство населения", - заявил ИА "МОСТ-Одесса" заместитель начальника управления Алексей Шашук.

Вместе с тем изношенность всего мотор-вагонного подвижного состава, обеспечивающего пригородные перевозки по дороге, составляет 80%-90%. Кроме того, приобретать новые вагоны железнодорожники начали только в 2005 году, а до этого в течение 10 лет подвижной состав не обновлялся. Это связано с тем, что у транспортников попросту не было средств, так как подвижной состав для пригородных перевозок пассажиров приобретается только за счет средств железной дороги, а не за счет госбюджета.

Руководство предприятия полагает, что радикально изменить ситуацию в этом вопросе могло бы использование опыта других стран, где льготы, в том числе и на проезд в пригородных поездах, заменены денежной компенсацией. Решение вопросов компенсации за льготные перевозки уменьшит убыточность предприятия и высвободит дополнительные средства на ремонт и приобретение подвижного состава, что, в свою очередь, позволит улучшить уровень транспортного обеспечения населения.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram