ГлавнаяКультура

​Гид по кинофестивалю «Молодость»

23 октября стартует долгожданная «Молодость», международный кинофестиваль, который качественно отличается от остальных, новоявленных и не очень, попыток показать фестивальное кино в Украине. Попробуем разобраться, что уготовано для нас в программе киносмотра в этом году.

​Гид по кинофестивалю «Молодость»

Не будем забывать, что «Молодость» – это, прежде всего, фестиваль молодых кинематографистов, которые представляют свои дебютные фильмы (как студенческие, так и профессиональные коротко- и полнометражные) на суд зрителям и жюри. Поэтому наиболее интересной частью программы являются конкурсные показы, в частности, полнометражных фильмов.

Можно сказать, что если в прошлом году негласной темой конкурсных фильмов стало детство во всех возможных вариациях, то в этом году красной проходит тема поиска, более половины фильмов – это своего рода экзистенциальный road-movie, в котором герои отправляются на поиски чего-либо – счастья, любви, самих себя. Итак, коротко – о каждом из участников полнометражной программы.

«Счастье мое» (режиссер Сергей Лозница, ко-продукция Украины, Германии и Нидерландов) – фильм, прошедший и огонь, и воду, и Каннский кинофестиваль. Сергей Лозница – выдающийся документалист, впервые взявшийся за создание игрового кино. Говорят, дебютировал он более чем успешно, а мы сможем это проверить уже в следующую пятницу. Одна из самых ожидаемых премьер фестиваля.

«Прогульщики» (реж. Леван Когуашвили, Грузия) – фильм, который вместе с прошлогодним победителем «Молодости» – картиной Георгия Овашвили «Другой берег» может ознаменовать собой возрождение грузинского кинематографа. О нем пишут, что он продолжает традицию, основанную Иоселиани и Батиашвили, а мы пока что знаем только то, что «Прогульщики» – фильм об инфантильности и потерянности современного поколения, снятый, впрочем, не без юмора.

Кадр из ленты "Счастье мое"

«Другое небо» (реж. Дмитрий Мамулия, Россия) – еще одна интересная картина, сюжет которой не скажет нам о ней ровно ничего: герой по имени Али отправляется в большой город на поиски своей жены, которая бросила его много лет назад и уехала на заработки. С ним едет их сын, вместе с которым ему суждено пройти тяжелый путь и найти, в конце концов, то, что искали, и, может быть, даже больше. Мало кто на территории СНГ научился универсальным языком кино излагать мысли о вечных сущностях, но, судя по всему, Дмитрию Мамулии это удалось.

«Чужая» (реж. Фео Аладаг, Германия) – фильм, который уже успели посмотреть в рамках «Нового немецкого кино», его привезли с Берлинского кинофестиваля. Последний известен своим интересом к социальному кино, и «Чужая», по всей видимости, не является исключением из правила. Это картина о культурном конфликте, весьма актуальном в политкорректной Европе, и возникшем, когда главная героиня, Умай, решает уехать из Турции с ребенком, бросив мужа, и возвращается в Берлин, где ее ждет такое же непонимание со стороны родственников. Последние пытаются сохранить собственную идентичность в Европе и осуждают ее решение.

"Другое небо"

«Високосный год» (реж. Майкл Роу, Мексика) – лауреат «Золотой камеры» за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Главная героиня, Лаура – одинокая женщина, тяжело переживающая свое травматическое прошлое. Однажды она встречает парня по имени Артуро, который может помочь ей справиться с тяготами экзистенции, но все оказывается не так-то просто.

«Тегеран» (режиссер Надер Т. Хомайун, Франция-Иран) – фильм о человеке по имени Ибрагим, вынужденном уехать из родной деревни в поисках лучшей жизни. Такой жизнью оказывается попрошайничество на улицах с украденным младенцем, что вскоре приводит к неприятностям. Призер Венецианского кинофестиваля в 2009 году (премия недели международных критиков).

"Високосный год"

«Манду» (реж. Эбрагим Саиди, Ирак) – еще один фильм в конкурсной программе, посвященный поискам. Девушка возвращается из Швеции, куда ее родители увезли ее из Ирака, на родину, чтобы найти своего дядю.

«Хуан» (режиссер Каспер Хольтен, Дания) – своеобразная вариация на тему оперы «Дон Жуан», действие которой перемещено в наше время.

«Пикко» (режиссер Филип Кох, Германия) – тюремная драма в стиле Михаэля Ханеке, о том, как новичок Пикко приспосабливается к реалиям тюрьмы. Напоминает недавнюю сенсацию на эту же тему в исполнении Жака Одийяра (фильм «Пророк») и, по всей видимости, подтверждает давние мысли о романтизации мест не столь отдаленных в европейской культуре.

"Пикко"

«Приходит женщина к врачу» (режиссер Рейну Урлеманс, Нидерланды) – образец евродрамы с названием, подыгрывающим началу многих анекдотов и намекающим на то, что в жизни все не так, как в анекдоте.

«Звуки шума» (режиссеры Ола Симонссон и Йоханес Стьярне Нилссон, Швеция-Франция) – согласно слогану, первое музыкальное кино о полицейских. Вернее, о нелегкой судьбе одного копа, выросшего в музыкальной семье и ненавидящего музыку, но по иронии судьбы вынужденного ловить банду барабанщиков, терроризирующих город наглыми ограблениями. Криминальная комедия, снятая в Скандинавии – думается, без черного юмора не обойдется.

"Звуки шума"

«Линч» (режиссер Кшиштоф Лукашевич, Польша) – фильм о том, как жители одной деревни, линчевавшие старого преступника с особой жестокостью, защищались в суде.

«Утраченное время» (реж. Арон Матьяшши, Венгрия) – еще одна картина о самовольном правосудии. На сей раз, молодой парень мстит за сестру, подвергшуюся сексуальному насилию.

"Линч"

Внеконкурсная программа, как и положено, до отказа напичкана разнообразными кино-вкусностями. Конечно, это не отменяет вопроса, по какому критерию и согласно какой концепции отбирались фильмы в ту или иную программу, но в нашей незавидной ситуации кинопроката, почти каждая из заявленных на «Молодости» программ сулит золотые горы.

Самая большая гора приходится, конечно же, на «Фестиваль фестивалей», куда свозят самые интересные (по мнению тех, кто отбирал фильмы) образцы современного кино с наикрупнейших киносмотров мира. Не будем лукавить, программа получилась действительно достойная.

Наиболее внушительный кино-десант ждет нас из дружеского Берлинале – оттуда на «Фестиваль фестивалей» везут 5 фильмов. Исходя из того, что Берлинский кинофестиваль любит социальное кино, можно предположить, какова преимущественная специфика представленных фильмов. Итак, это картины: «Библиотека Паскаля» (Венгрия-Германия), претендент на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм»; «Известный и мертвый» (Бразилия-Франция), неподъемный социальный «Субмарино» (Дания-Швеция); «Вместе порознь» (Китай), получивший награду за лучший сценарий, и «Ловушка для крабов» (Франция-Колумбия), отмеченный жюри ФИПРЕССИ.

"Ловушка для крабов"

Итак, следующий поставщик любопытных новинок кино – Каннский кинофестиваль, с которого везут три фильма. «Любящий сын Франкенштейн» (Германия-Венгрия-Австрия) – грустная история о том, как брошенный сын случайно находит своего отца, придя на кастинг его нового фильма. Режиссеру нравится молодой человек и он прочит его на главную роль фильма, пока нечто не подталкивает того на страшные убийства.

Второй фильм снят ученицей известного и любимого в Украине режиссера Отара Иоселиани, Джули Бертучелли. В ее трогательном фильме под названием «Дерево» главную роль сыграла Шарлотта Генсбур – ее героиня переживает внезапную гибель мужа, а его дух в это время переселяется в стоящее рядом с домом дерево.

И, наконец, третий – «Поэзия» корейского режиссера Ли Чан-Дона – конкурсант Каннского киносмотра, получивший награду за лучший сценарий. Главная героиня, не смотря на возраст, проблемы со здоровьем и внуком-садистом, пытается найти в мире нечто прекрасное, которое может составить смысл ее существования.

"Поэзия"

С Венецианского киносмотра к нам едет фильм-участник программы «Горизонты» с одухотворенным названием «Оружие дхармы» режиссера Франсуа-Жака Оссанга, а также победитель прошлогодней Мостры – картина «Ливан». С Московского кинофестиваля везут польский фильм о нелегких отношениях на фоне тоталитаризма под названием «Розочка». С фестиваля независимого кино Санденс везут не «Вопль», как ожидалось ранее, а британский фильм «Четыре льва» о четырех шахидах, каждый из которых хочет прославиться на ниве терроризма, но не знает, с чего начать.

"Четыре льва"

Немного странным на фоне всей программы выглядит экранизация ставшего суперпопулярным романа Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона». Этот фильм, снятый режиссером Нильсом Оплевом, и называющийся, кстати «Мужчины, которые ненавидят женщин», безусловно, интересен как образец скандинавского триллера. Но за какой надобностью было включать этот фильм в программу кинофестиваля, представляющую новинки, если вся прогрессивная часть человечества давно навострила уши в сторону новой экранизации, которую делает Дэвид Финчер, а фильм датского режиссера 22 сентября уже вышел на DVD? Впрочем, если кто еще и не видел этот фильм и желает его посмотреть на «Молодости», предупреждаю – кино содержит сцены не для слабонервных.

Самыми знаковыми фильмами из программ, посвященных самым интересным новинкам из Франции, Германии, России, Центральной и Восточной Европы и Скандинавского региона можно назвать новый фильм Клер Дени «Белый материал» (Франция), «Овсянки» режиссера Алексея Федорченко (Россия), «Все будет хорошо» состоящего в оппозиции к фон Триеровской «Догме-95» Кристофера Боэ (Дания) и новую картину литовского режиссера Шарунаса Бартаса «Евразиец».

"Овсянки"

И немного об альтернативных конкурсах «Молодости»: гей-лесби программе «Солнечный зайчик» и «Украинской панораме». К сожалению, «Солнечный зайчик» порадует в этом году в основном не теми новинками, которые ожидались, но нечто любопытное там все же можно обнаружить. Речь идет о премьерах известных фильмов – «Одинокий мужчина» Тома Форда, «Я люблю тебя, Филлип Моррис» (в главной роли Эван МакГрегор и Джим Кэрри), новый фильм Хулио Медема «Комната в Риме» и фантастический зомби-порно-хоррор Брюса Ля Брюса «Зомби из Лос-Анджелеса».

«Украинская панорама», как всегда, самая загадочная программа из всех, ведь никогда не знаешь, какие сюрпризы приготовило нам отечественное кино. Впрочем, на этот раз у нас есть уже известные нам фильмы: в этом конкурсе принимают участие три фильма из альманаха «Мудаки. Арабески», не вошедшие в прокатную версию: «Она называла его идиот» Владимира Цивинского и Алексея Игнатьева, «Душа в душу» Александра Постоленко и «Папа» Виктории Нестеренко.

"Папа"

Кроме этого, на «Молодости» пройдет 3 ретроспективы, о которых мы уже писали, ночи короткого метра из Испании, Франции, Германии и Скандинавии, а также несколько специальных показов, один из которых – новый фильм Жана-Люка Годара «Социализм». А в рамках программы «Art/Life», посвященной искусству, состоится показ фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку» – весьма полезного зрелища для всех, а в частности, для отечественных художников и арт-критиков.

Как видим, 40-й по счету кинофестиваль «Молодость» пока что оправдывает торжественные интенции юбилейного мероприятия – очень сильный основной конкурс, в котором наконец-то, принимают участие достойные украинские фильмы, и много ожидаемых новинок во внеконкурсной программе, что тоже не может не радовать.

"Социализм"

Напомним, кинофестиваль будет проходить с 23 по 31 октября в трех кинотеатрах: «Киев», «Жовтень» и «Кинопанорама». Подробно о программе «Молодости» – на официальном сайте.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram