ГлавнаяОбществоЖиття

Зооконцлагерь образцового содержания

За то, что Виктор Янукович пообещал поотбивать руки тем, кто расхищает народное добро, ему, конечно, большое спасибо. Правда, президент не объяснил, для чего стране нужно такое количество безруких инвалидов. Ведь воровать можно и протезами.

Зооконцлагерь образцового содержания
Фото: Макс Левин

Вот намедни сразу две прокуратуры - Киевская и Генеральная – дружно заявили: столичный зоопарк является, чуть ли не образцовым коммунальным предприятием. Невзирая на то, что только сообщений в украинских и зарубежных СМИ о зооконцлагерном беспределе только за последние 10 месяцев хватило бы не на один том уголовного дела.

Но начальник зооконцлагеря Берзина остается на плаву. И объяснить эту непотопляемость крайне сложно. Например, главу ГУ культурного наследия КГГА Руслана Кухаренко упекли в СИЗО за какие-то там 640 тысяч 934 гривны и 50 копеек. А тут второй год кричат о миллионах и хоть бы что.

Ну, допустим, до недавнего времени Берзину крышевали, простите, оказывали ей покровительство, и мэр Киева Леонид Черновецкий, и секретарь Киевсовета Олесь Довгий, и первый заместитель киевского мэра Ирэна Кильчицкая и экс-глава столичного здравоохранения, а ныне подследственная Людмила Качурова, и несостоявшийся вице-мэр Игорь Добруцкий. Но в условиях новых реалий в жизни КГГА, т.е. сокращения мэрских полномочий, увольнений, обысков и уголовных дел продолжать опекать столь одиозную персону вроде бы нелогично.

Фото: www.epochtimes.com.ua

Но, как видим, с логикой есть проблемы. Главным опекуном Берзиной теперь считается последний крупный представитель «молодой команды» - Анатолий Голубченко. Именно ему должен быть «благодарен» за грядущие последствия первый вице-мэр Александр Попов. Которого в вопросе с зоопарком Голубченко подставил по полной программе. Причем, отнюдь не заявлением, что он, дескать, выделит зоопарку 45 миллионов гривен. Поскольку деньги распределяет не Голубченко, а Киевсовет. В первую очередь это касается приглашения в качестве куратора зоопарка на общественных началах Куна Брауэра. С которым г-н Попов от имени города подписал соответствующее соглашение. Не ведая, что его втянули в аферу из серии «Дети лейтенанта Шмидта».

Потому что на сегодня этот самый г-н Брауэр является обычным бизнесменом. Директором консалтинговой фирмы средней руки, созданной 9 месяцев назад. Которая занимается всем, что попадется под руку – от туризма и аттракционов до строительства и бальных танцев. Да, в зоопарковском деле у Брауэра немалый опыт.

Да, он был исполнительным директором Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАЗА), откуда Киев исключили в 2007 году. Да, он руководил Валенсийским биопарком. Но ведь все это в прошлом. Мало ли у кого какой опыт. Турчинов вот тоже возглавлял СБУ, а теперь ходит туда на допросы. И потом, что значит «на общественных началах»? То, что Брауэр не будет получать зарплату? А какую при этом будет нести ответственность? А как насчет авиабилетов, гостиницы, суточных, транспорта и переводчика шесть раз в год? Эти тысячи евро за чей счет буду платиться? Да и сам факт появления Брауэра на берегах Днепра тоже вызывает вопросы.

Почему безальтернативный выбор пал именно на него? Не потому ли, что он «инспектировал» Киевский зоопарк в августе прошлого года? И, по словам зоопарковской пресс-службы, остался очень доволен работой команды Берзиной, и пообещал, что к декабрю 2009 года зоопарк сможет восстановить кандидатство в ЕАЗА. И что? Где мы, и где декабрь? Правда, не исключено, что и Брауэр тоже не конца понял, во что его втянули. Потому что Берзина вполне могла разыграть двухходовку. Т.е. сперва «обаять» Брауэра перспективами будущих строительных заказов. Потом подтянуть к процессу Голубченко. И в итоге совместными усилиями убедить Попова в ценности нового кадрового приобретения.

Фото: www.zoo.kiev.ua

В пользу того, что Брауэра могли использовать втемную, говорит один интересный момент. Дело в том, что Брауэр является нидерландским представителем в СИТЕС. Главной международной организации, которая занимается охраной исчезающих животных. В конвенции СИТЕС, которая ратифицирована и Украиной, есть приложение номер один. Касающееся в том числе и условий продажи наиболее редких животных, находящихся на грани исчезновения. В этот список внесены и оба вида шимпанзе. А, как известно, в первых числах сентября в Киевском зоопарке погиб молодой самец шимпанзе, который по версии команды Берзиной, попал в Киев в рамках программы обмена животными из некоего европейского зоопарка. При этом местонахождение зоопарка не разглашалось. Поскольку тайна якобы входила в условия программы. К тому, как врет Берзина, нам не привыкать. Но в случае с шимпанзе ложь зашкалила все пределы.

Причем, это были уже не «фантазии» на тему бесконечных отравлений, где доказывать степень вины Берзиной достаточно долго. В данном случае, выставляя лохами, как руководство города, так киевлян с гостями столицы, Берзина уже открыто нарушала закон. Подставляя не только Украину, но и всю Европу целиком.

Во-первых, ни один из европейских зоопарков не станет засекречивать свое название. Во-вторых, с учетом репутации Берзиной, ни один из европейских зоопарков не станет передавать в Киев не то что шимпанзе, а банального хомяка. В-третьих, передача шимпанзе сопряжена с оформлением немалого количества согласительных документов. Как в Европе, так и в Украине. Включая бумаги из Минприроды, таможни и украинского представительства СИТЕС. Чего не было и в помине. В-четвертых, имеется стопроцентная информация о том, что в августе таможенную границу Украины человекообразные обезьяны не пересекали. В-пятых, есть свидетели того, что шимпанзе привезли в зоопарк в частном автомобиле. Таким образом, речь может идти либо о контрабанде, либо о покупке животного внутри страны. Или в цирке, или у частного лица. Цена вопроса порядка 20 тысяч долларов.

Но по закону делать такие закупки зоопарку запрещено. Значит, каким-то образом Берзиной нужно было или провести через бухгалтерию 160 000 гривен, или вытащить их налом. С наличными у зоопарка проблем как бы нет. Но тогда возникает вопрос о том, куда могла деться часть доходов от продажи билетов. Что в свою очередь возвращает к сообщениям в СМИ о том, что в зоопарке с финансовой дисциплиной, мягко говоря, не все гладко.

Мог ли не знать о последних проделках Берзиной г-н Брауэр? Вполне. Поскольку представить, что представитель СИТЕС от Голландии рискнет своей репутацией, покрывая противозаконную историю с шимпанзе, сложно. В Европе такие шалости дорого стоят. Тем более, в зоопарковской среде. Мог ли не знать о проделках Берзиной г-н Попов? Тоже вполне. Какой там шимпанзе, когда нужно не только поддерживать жизнеобеспечение Киева, но и разгребать непростое наследство «молодой команды». Теперь, будем надеяться, г-н Попов знает. Что даст ему возможность задать г-ну Голубченко пару вопросов по поводу ценности такого чиновничьего кадра, как Берзина.

Спросить, например, не только о шимпанзе и продолжающемся падеже коллекции, но и о том, почему директор зоопарка принимает участие в заседаниях у Голубченко, посвященных проблеме бездомных животных. Или выкроить время и поинтересоваться у киевского прокурора, почему прокуратура проверяла в зоопарке исключительно условия содержания животных и качество рационов, и совсем не интересовалась хозяйственно-финансовой деятельностью. Какая-то странная избирательность.

Странная тем, что проверка эта была назначена в ответ на запрос депутата ВР Александра Ткаченко от 19 мая на имя премьер-министра Николая Азарова. В котором депутат просил главу правительства в первую очередь разобраться именно с финансово-хозяйственной деятельностью зооконцлагеря, А вот о бараках и баланде для животных не было сказано ни слова.

Интересно, а как столичный прокурор объяснил бы фактически главе КГГА, почему его подчиненные так и не смогли сделать выводы по поводу причины смерти слона? Хотя прокуратура занялась этим вопросом еще 27 апреля. Неужели прокурорским следователям недостаточно результатов двух судебно-медицинских экспертиз, которые не обнаружили в тканях слона никаких признаков яда? Кстати, обе прокуратуры ожидает неприятный сюрприз. А именно акт проверки зоопарка, организованной Минприроды. Там, правда, тоже не все гладко. Но коллективный одобрямс отсутствует. Поскольку ряд членов комиссии категорически отказываются ставить свои подписи, если не будут учтены их замечания (включая и пункт о смене руководства зоопарка). Замечания, которые больше напоминают выводы комиссий, оценивавших убытки. нанесенные стихийным бедствием или немецкой оккупацией.

Причем, не верить именно этим членам комиссии сложно, т.к. это директор Николаевского зоопарка, единственный представитель Украины в ЕАЗА Владимир Топчий, создатель Ялтинского зоопарка «Сказка» Олег Зубков и глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко. Война в министерстве идет нешуточная. Потому что чиновники во главе с заместителем министра Сергеем Гошовским бьются за Берзину (интересно, с чего бы?) не на живот, а на смерть.

Сам министр, похоже, понимает, что чиновничье рвение может его довольно сильно подставить, и подписывать акт не торопится. Но даже если его и уломают, просто так эта история не закончится. Во-первых, редакция акта с замечаниями экспертов имеется в распоряжении Lb.ua.

Замечания комиссии выделены маркером

Во-вторых, весть о том, что Берзину хотят оставить на боевом посту встревожила европейских зоозащитников и они готовят запросы в штаб-квартиру ЕАЗА, обеспокоенные заявлениями Брауэра, что вместе с Берзиной он вернет зоопарк в Ассоциацию. В-третьих, ситуация вокруг киевского зоопарка привлекает все больше внимания ведущих западных СМИ. Летом о нашем зооконцлагере написал один из самых влиятельных мировых журналов - TIME. В это же время в Киев приезжала съемочная группа французского телевидения. Потом американские журналисты включили киевский зооконцлагерь в десятку худших зоопарков мира. На очереди статьи в Bild и Süddeutsche Zeitung. После чего не исключена цепная реакция. В том числе и потому, что Украина не только зона повышенной коррупции, но и страна, принимающая Евро-2012.

Нужно ли в этой ситуации уравновешивать престиж государства и судьбу отдельно взятого чиновника? На первый взгляд, нет. Но мы и не такое проходили. Так что не стоит удивляться, если в один прекрасный день над входом в зооконцлагерь вместо надписи ЗООПАРК, появится иная – ЗАОПАРК. В смысле Закрытое акционерное общество. Которым, по сути, столичное место заключения животных делают уже третий год. Хотя, конечно, лучше, чтобы до этого не дошло. Что там Виктор Янукович говорил по поводу отбития рук?...

Андрій КапустінАндрій Капустін, журналист, публицист, обозреватель Lb.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram