Это поможет им справиться с трудностями, вызванными ростом цен на топливо, считают эксперты.
Цена нефтяной «корзины» ОПЕК в мае 2010 года находилась на среднем уровне в 74,48 доллара за баррель. По состоянию на 18 мая 2011 года ее цена повысилась до 107,4 доллара за баррель (в апреле этого года она составляла 118,09 доллара за баррель).
Но, несмотря на немного подешевевшую нефть, цены на авиабилеты для пассажиров не станут ниже.
При отсутствии взрывного роста пассажиропотока в европейских странах резкий рост цен на авиабилеты грозил бы перевозчикам спадом.
«Ситуация в авиасекторе очень тяжелая, - заявил Фабио Гамба, заместитель генерального секретаря Ассоциации европейских авиакомпаний. - Пассажиры все меньше хотят летать на маленькие расстояния. Авиакомпаний слишком много: только в ЕС работает около 500 лицензированных перевозчиков. Это создает избыток предложения, в таких условиях мы не можем больше наливать шампанское в бизнес-классе».
Одно из возможных решений - отказ от небольших судов. «Десять-пятнадцать лет назад авиакомпании покупали самолеты на 50 пассажирских мест, сейчас в салоне их должно быть 170-180, а сам самолет должен быть энергоэффективным, - заявил глава airBaltic. - Он должен быть больше при сегодняшних ценах на топливо. Минимальный размер самолетов должен будет постоянно расти».
Другое направление, которое активно осваивают авиакомпании, пытаясь сократить влияние дорогого топлива, - дополнительные источники доходов. «Авиакомпании становятся все более предприимчивыми и инновационными», - заявил аналитик ресурса airlinetrends.com Раймонд Коллау.
«Впереди сложные времена - авиакомпании будут вводить плату за пользование туалетом на борту», - пошутил управляющий партнер Airline Information, экс-глава British Airways Global Financial Services Майкл Смит. Пока же, по его словам, основными источниками дополнительных доходов для авиаперевозчиков остаются доход от часто летающих пассажиров, сборы за услуги на борту и комиссионные сборы от услуг по бронированию гостиниц, аренде автомобилей, страхования.
Кроме того, все больше авиакомпаний хотят зарабатывать на наземных услугах, отметил Раймонд Коллау. «Перевозчики фокусируются не только на аэропорте, но на всем путешествии своего пассажира. Например, крупнейшая португальская авиакомпания TAP Portugal за отдельную плату регистрирует на свои рейсы пассажиров из дома и в режиме онлайн, осуществляет трансфер багажа за 35 евро до лиссабонского аэропорта, - рассказал Коллау. - Компания HMS в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди с помощью приложения для iPhone позволяет сделать заказ еды, которую через 20 минут можно забрать в самолет и которая дешевле продуктов, продающихся на борту».