Воспитательница детского сада с 23-летним стажем Ирина Андреевна из Севастополя уже слышала по телевизору о том, что депутаты проголосовали за повышение зарплат. Через две недели минимальные зарплаты вырастут с 650 до 744 грн. Но решению народных избранников воспитательница почему-то не радуется. «В прошлый раз нам зарплаты подняли на 70 грн, а рабочий день сократили на час. В итоге я даже потеряла 130 грн из-за такого «повышения». Думаю, и в этот раз что-то такое будет», - поясняет Ирина Андреевна.
До того как депутаты начали соревноваться в предвыборной щедрости, в ее детсаду работали садовник, три технички, специальный физрук для маленьких детей. Теперь газоны копают сами воспитатели, коридоры моют няни, а физрук остался на полставки. «Могут теперь сократить психолога. Или укоротить время работы детского сада с 12 часов до 10. А оставшихся вечером детей из разных групп будут собирать под конец дня в дежурной группе. Все эти изменения детям пользы не приносят», - заключает воспитательница.
Пинг-понг миллиардами
20 октября Верховная Рада 254 голосами проголосовала за повышение прожиточного минимума и минимальной зарплаты. Не поддержала закон в полном составе фракция БЮТ.
Перед голосованием с резким спичем против принятия закона выступил заместитель министра финансов Украины Владимир Матвийчук. По его словам, на воплощение закона в жизнь только в этом году понадобится 8 млрд. грн. А в следующем - уже 71 млрд. грн, что сопоставимо с третью всех доходов бюджета-2010 года. «Доходов нет, чтобы профинансировать такие расходы», - сказал г-н Матвийчук.
По мнению чиновника, единственный способ выполнить решение депутатов - сократить количество бюджетников. Естественно, в своей речи он не упомянул о чиновниках, а перечислил только учителей, врачей, работников культуры и воспитателей детсадов. Всего, по словам замминистра, нужно будет сократить 1,6 млн. человек или 45% от общего количества бюджетников.
Впрочем, не все так страшно. В этом году закон просто может не вступить в силу. По словам Владимира Матвийчука, изменение зарплат и прожиточного минимума не учтены ни в бюджете на 2009 год, ни в проекте бюджета на 2010-й. Выходит, депутаты намеренно оставили юридическую зацепку, которая позволит опротестовать закон и затянуть его принятие.
Еще одна вещь, которая может помешать повысить зарплаты, - мнение президента. Если он не подпишет закон, то оппозиция просто не сможет найти голоса для преодоления президентского вето.
Откуда деньги
Но что случится, если закон вдруг будет принят? Если деньги на «социалку» станут искать в рамках уже существующего бюджета, то, действительно, придется прибегнуть если не к сокращению людей, то к перенаправлению денежных потоков. В условиях, когда эти потоки и так измельчали донельзя, когда планы по поступлениям от приватизации не выполняются, а налоги собираются впрок, - в таких условиях найти лишние деньги в казне будет очень трудно. Уже есть пример: законопроект о направлении денег на социальные выплаты за счет сокращения вдвое максимальных зарплат чиновников и фонда оплаты труда госпредприятий-монополистов не прошел.
Другой путь - растить дефицит бюджета за счет печатного станка Нацбанка. Но увеличение денежной массы неизбежно приведет к росту цен, что прекрасно понимают и сами депутаты, и экономисты. «Если государство пойдет эмиссионным путем, то это может спровоцировать рост цен», - соглашается исполнительный директор аналитического центра CASE-Украина Дмитрий Боярчук.
Можно покрывать растущий дефицит новыми кредитами. Но затея правительства с продажей долговых облигаций физлицам ажиотажа пока не вызвала. Иностранные фонды также не стоят в очереди, чтобы дать Украине денег. А те, кто уже изволил одалживать деньги украинскому правительству, наоборот, настаивают на сокращении социальных расходов, на повышении цен на газ для населения и проведении структурных реформ. В том числе и пенсионной реформы, которая включает в себя повышение пенсионного возраста для женщин и отказ в пенсионных выплатах работающим пенсионерам.
Можно было бы продать что-нибудь государственное, чтобы потом эти деньги пустить на зарплаты и пенсии. Благо еще несколько активов осталось. Но истории с Одесским припортовым заводом и акциями «Аэросвита» уже показали, что выгодно продавать государственное имущество чиновники пока не научились. Кабмин хотел было наполнить бюджет за счет торговли военными радиочастотами, которые нужны мобильным операторам для внедрения технологии передачи данных 3G, но тут уже президент встал на сторону Министерства обороны и приостановил решение о проведении торгов.
Правительство могло бы прибегнуть к крайней мере - усилению налогового пресса, говорит руководитель Института экономических исследований и политических консультаций (Киев), доктор экономических наук Игорь Бураковский. «Однако не все так однозначно. Такой шаг стал бы ошибкой. Бизнес спрятался бы в тень, и бюджет от повышения налогов ничего бы не выиграл», - прогнозирует экономист.
По его словам, непонятна сама логика принятия такого решения. Если бы депутаты на самом деле хотели повысить реальные доходы людей, то они могли бы реформировать систему начисления заработных плат и пенсий. Возможно, стоит перейти к почасовой системе оплаты труда. Или ввести единый социальный налог на зарплату вместо нескольких существующих, и тогда многие бизнесмены выйдут из тени, начнут платить налоги. Стоит ввести простые правила открытия предприятия - и еще часть людей легализуется. Нужен ли нам такой огромный бюджетный сектор? И кого следует сокращать: чиновников или учителей с врачами? На все эти вопросы нет ответов.
Что касается бедняков, то их поддержкой государство должно заниматься не путем повышения общего уровня зарплат и пенсий по стране, уверен старший экономист Мирового банка в Украине Пабло Сааведра. По его словам, чиновникам следует сперва определиться, кого в Украине считать бедным, так как бедность бывает абсолютная (ниже некоторого уровня доходов) и относительная (в сравнении с остальными гражданами). И только после этого предоставлять целевую помощь беднейшим слоям населения.