«Отец «Буржуя», как величают его многие массмедиа, все так же снимает сериалы. Что поделаешь, без «мыла» украинским режиссерам сейчас не выжить. Впрочем, он и не против «забацать» большое кино - только вот в наше капиталистическое время одного режиссерского желания недостаточно.
Как вам сейчас работается?
Представьте себе, оч-ч-чень хорошо! Наконец-то исчезла шумиха, которая была еще полгода назад. Потому что в нашей стране фильмов не снимали разве что слепые. Сейчас просто тишь да благодать... С артистами, например, стало намного легче договариваться о гонораре. Так что кризис, получается, был нам всем необходим. Во время него можно остановиться и поразмыслить над многими вещами. Вот у нас в экономике черт знает что происходит! Теперь появился шанс ее правильно настроить. А про кино я вообще молчу... Молодые актеры, пришедшие в эту сферу в последние годы, были слишком самоуверенными - им казалось, что они суперталантливы, способны покорить любые вершины. Где же они теперь? Кто помнит их имена? И совершенно другая ситуация со старшим поколением. Такие люди как Ада Роговцева, Богдан Ступка - это жутко профессиональные и дисциплинированные актеры. Они не выпадут из любого времени в отличие от так званых неоперившихся и быстро сгорающих звездочек.
Очевидно, вам легко говорить о нынешнем кризисе, потому что в памяти живы черные для кинематографа 90-е. Как вы пережили тот период?
Ой, да много всего было... Я и на телевидении работал, и рекламу снимал, и разные фильмишки производил - все что хочешь делал! Помню, надо мной все смеялись, когда я ездил по шахтам, снимая очередную «заказуху». Мне говорили: что ты делаешь, это тебя недостойно! Ты же художник и должен снимать хорошую драматургию... Но если по-честному и творчески относиться к любой работе, то она, прежде всего, дает возможность роста. Потому что я не сидел в столице, общаясь под водочку на высокие темы, а спускался под землю, встречаясь там с самыми разными людьми.
Я видел жизнь в разных ее формах, и это, поверьте, дало мне гораздо больше, чем просиживание в ожидании. Это была подготовка к новому времени, в котором уже нельзя было так работать, как до начала 90-х. И завтра тоже нужно будет работать не так, как мы сегодня работаем. Потому что российско-украинский кинематограф сильно отстал от европейского, а американцы уже давно в космосе. И нужно отдавать себе в этом отчет, чтоб хотя бы не упустить их из виду. Про то, чтобы догнать, нет даже и речи.
Каким должно быть украинское кино, чтобы о нем заговорили в мире? И возможно ли это вообще?
Для начала стоит заглянуть в те же 90-е. Когда весь мир лежал под Голливудом, его потихонечку, со скрипом стали отодвигать Китай с Кореей. Они нашли свою нишу, производя реалистичные сказки в красивой обертке, приправленные восточным колоритом. Самое интересное то, что это все происходило у нас на глазах. В начале 90-х на киностудии Довженко китайцы снимали свою версию книги Николая Островского «Как закалялась сталь», а через несколько лет съемочная группа этого сериала возвратилась в Украину, чтобы снять фильм «Дом летающих кинжалов». Впоследствии он получил множество фестивальных наград и был номинирован на «Оскар». Представляете?! Люди, которые делали дешевенькое мыло, за короткое время сумели перескочить через пропасть.
Наша проблема в том, что мы являемся обществом потребителей. Мы хотим иметь сразу все, но при этом не желаем работать. Это самая страшная украинская проблема! Я видел, как трудятся китайцы - по 14-18 часов в сутки... Если украинцы начнут работать так же, то уже через 2-3 года мы получим первые позитивные результаты.
Вам не обидно, что ваше имя до сих пор ассоциируют исключительно с сериалом «День рождения Буржуя», вышедшим еще 10 лет назад?
Я уже практически забыл, когда это было... Вот ведь, напомнили! А чего тут обижаться? Каждого человека помнят по каким-то вещам. Естественно, этот сериал стал поворотным для моей карьеры и образа жизни. Более того, он задал моду в телевизионном мире. Мы одни из первых вошли в этот безумный мир, когда нужно было работать, как я говорил выше, по 18, а не по 5 часов. Теперь все так делают...
После «Буржуя» вы какое-то время жили и работали в Москве. Можете теперь ответить, почему наше кино проигрывает российскому?
Потому что мы пропитаны духом провинциализма. Подавляющее большинство наших режиссеров не умеет работать с актерами... Да и, собственно, никто здесь не способен внятно рассказать историю, которая является основой любого фильма.
Сильно ли отличается менталитет русского человека от менталитета украинца?
Конечно, отличается - и чем дальше, тем больше. У нас более свободная среда - аж до расхлябанности. Впрочем, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Россияне же более натянуты, как струна, более собраны, поскольку постоянно пребывают в напряжении и ожидании каких-то происшествий.
В последние годы ваши фильмы были адресованы, в первую очередь, российскому зрителю. Вы бы хотели снять фильм с украинскими актерами и на украинском языке?
Мне очень хотелось бы... Скажу даже больше - существует потрясающий сценарий «Евангелие от Ивана», рассказывающий о нашей деревне. Он уже много лет лежит в родном Минкульте и там все время обещают, что вот-вот надо будет его запускать. По замыслу, в этом фильме должны играть не только украинские, но и российские актеры, хорошо знающие украинский язык. А таких, поверьте, немало. Хотелось бы воплотить этот замысел в жизнь, но, видимо, не судьба.
Возраст уже не тот, чтобы ждать?
Мне уже 55 лет, но я не чувствую свой возраст. У меня, кстати, недавно родился маленький ребенок. И если бы вы спросили, хотел бы я сейчас быть молодым или нет, то я вам отвечу: нет. Потому что все этапы нужно прожить. Молодость нужна для того, чтобы мы набивали шишки и совершали ошибки. Ведь их никто еще не избегал благодаря каким-то советам извне. Тем наши ошибки и дороги, что мы делаем после них собственные открытия.
В моем возрасте уже чувствуются и профессия, и багаж. Многие дела решаются намного быстрее, чем когда-то. Конечно же, мне это нравится. Главное для меня - жить сегодняшним днем, и чтобы была возможность снимать кино.