По мнению экспертов и нефтетрейдеров, проверки качества импортных нефтепродуктов на границе приведут к задержкам поставок, что негативным образом скажется на работе легальных поставщиков топлива и функционировании рынка. Впрочем, некоторые импортеры уже столкнулись с избирательностью таможенников, сообщает нефтяное обозрение «Терминал». В это же время, согласно выводам Министерства юстиции Украины, Миндоходов не должно заниматься рыночным надзором и контролем качества нефтепродуктов, ввозимых на таможенную территорию Украины, а также реализуемых на АЗС страны. В соответствии с действующим законодательством, единственным органом контроля и надзора за качеством продукции является Госпотребинспекция…
Недавно в Министерстве доходов и сборов Украины поспешили заверить нас в том, что контроль качества нефтепродуктов на границе не приведет к задержкам и сложностям для импортеров. «Только в случае обоснованных сомнений в достоверности декларирования Миндоходов будет отбирать образцы для соответствующего лабораторного исследования. Никаких усложнений таможенного оформления для импортеров не предусматривается ни по процедуре, ни по времени, – сообщили в министерстве. В ведомстве подчеркивают, что основной упор будет делаться на проверку соответствия ввозимых нефтепродуктов документации на них, в т.ч. сертификатам соответствия. При этом их деятельность не будет дублировать функции рыночного надзора, возложенные на Госпортребинспекцию. Под усиленный контроль качества нефтепродуктов попадут, прежде всего, импортеры, которые осуществляют непрозрачные операции, - заявил директор департамента таможенного дела министерства Александр Дороховский. «У нас есть списки поставщиков, в качестве топлива которых мы уверены. Если речь идет о прямой поставке с определенного иностранного НПЗ, то, по всей видимости, он не будет попадать в категорию тех, кого однозначно необходимо проверить. Но если операции идут через оффшоры, через третьи лица, то уж не обессудьте, но эта внешнеэкономическая операция является рисковой. И мы ее будем проверять всеми имеющимися способами…», - подчеркнул чиновник.
В свете вышеизложенных заявлений не совсем понятна ситуация с таким крупным поставщиком, как ООО «Ромпетрол Украина», которым только в 2012 году было уплачено таможенных платежей на общую сумму более 520 млн. грн, что, например, равно около 25% объема доходов общего фонда областного бюджета Херсонской области. Вместе с тем, в январе-мае 2013 г. сумма соответствующих таможенных платежей компании составила лишь 17,2 млн. грн, что объясняется тем, что начиная с ноября 2012 г. должностными лицами Херсонской таможни создаются искусственные условия, при которых проведение таможенного оформления импортируемых нефтепродуктов компанией становится невозможным и компания фактически свернула поставки нефтепродуктов на наш рынок. Так, в I квартале текущего года поставки не осуществлялись, а в апреле-мае было импортировано всего около 5 тыс. т бензина… Документы, детально раскрывающие ситуацию с таможенными проблемами у компании, есть в нашем распоряжении. Тут же мы позволим себе сделать вывод, что даже при беглом ознакомлении с ними становиться ясно, что «государевы слуги» на экономических рубежах страны руководствуются отнюдь не желанием наполнить казну, а действуют исключительно в угоду определенным компаниям…
При этом бывший уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский считает, что Миндоходов и сборов не готово к контролю качества бензина. По его мнению, в целом система госконтроля требует совершенствования. «Таможня не имеет технических возможностей, это будет очередной коллапс и основа для коррупционных схем», - добавил он. Такой позиции придерживаются и аналитики НТЦ «Психея». «Прослеживается стремление переделить топливный рынок, предоставив преференции отдельным его участникам, которые не способны открыто конкурировать с ведущими импортерами», - считают эксперты. А президент отраслевой ассоциации Леонид Косянчук считает, что инициатива Миндоходов замедлит таможенное оформление топлива и приведет к дестабилизации рынка. Пострадают как легальные поставщики, так и автомобилисты.
Потому аналитики рекомендуют правительству не создавать дополнительных препятствий для наполнения нефтерынка продукцией. Они убеждены, что акцент надо делать, прежде всего, на борьбе с контрабандой и фальсификатом топлива на АЗС, на которые, по экспертным оценкам, пришлось более 25% реализованного в 2012 году топлива. Это мнение подтвердили также глава представительства Orlen Lietuva в Украине Игорь Майстренко и генеральный директор ООО «БНК-Украина» Виталий Калугин, которые заверили нас в том, что намерены поставить в текущем году на наш рынок по 1 млн. т нефтепродуктов каждая, что в сумме составит около 20% его общего объема. И данный объем не учитывает поставок нефтепродуктов из Беларуси по давальческим схемам, которые осуществляют российские компании ТНК-ВР, «Газпром-нефть» и «ЛУКОЙЛ». К слову, по итогам 2012 г. Беларусь стала крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на рынок Украины с объемом около 4,2 млн. т, или более 40% внутреннего рынка.
Подводя итог, отметим, что практически никто не будет спорить с тем, что возможное «усиление контроля на границе» может привести к задержкам поставок топлива на наш рынок. «Это приведет к дефициту бензина на рынке. И тут уже вопрос его качества точно отойдет на второй план. Главной задачей водителей будет получить желанное топливо», – подчеркивает Л. Косянчук. Все это - подмена понятий, считает совладелец группы «Континиум» Игорь Еремеев. «Сегодня, нефтепродукты, импортируемые в Украину, в 95 случаях из 100, - это топливо качества Евро-4 и Евро-5. Если есть сертификат Мозырского НПЗ, Мажейкяйского НПЗ, или PKN Orlen – сомневаться в качестве не приходится… Если мы говорим о «бадяжниках», то их в Украине сейчас достаточно, но «бадяжат» они внутри Украины, а не на границе. С «бадяжниками» нужно бороться внутри страны», - заявил бизнесмен. По его мнению, Украине давно пора перейти на более жесткие стандарты качества нефтепродуктов. «Если будут дальше продлеваться стандарты Евро-2 и Евро-3 – это не что иное, как коррупция. И пока Украина будет играться с этими стандартами, до тех пор мы и не увидим реконструированных НПЗ и налаженного качества нефтепродуктов», - сказал он.
При этом, по словам директора НТЦ «Психея» Сергея Сапегина из-за простоев топлива на границе возможно возобновление роста цен на топливо. Согласен с экспертом и замглавы фракции «Батькивщина», член комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Сергей Пашинский, который также считает, что поручение премьера усилить контроль качества импортируемых нефтепродуктов может привести к росту цен на бензин. «Думаю, что это решение может повлиять на колебания цен и изменение налоговой политики. Не исключаю, что через пару недель они, под шумок, придумают поднять акцизы и пошлины на бензин. Залезут в карман к каждому…», - спрогнозировал депутат.