В этом году 6-й ОМКФ посетил Марко Мюллер, бывший директором Венецианского кинофестиваля в течении 7 лет (с 2004 по 2011). В одном из интервью украинской прессе он сказал, что Венецианский кинофестиваль обречен. Громкое заявление? Да, но не без оснований. Уже несколько лет подряд все только и говорят о том, что «Чинема Мостра» уже не имеет прежних статуса и значимости, теряет самобытность и главную особенность - «открывать новые яркие имена», а вместо этого старается привлечь максимум зрителей приездом голливудских звезд. Венецианский кинофестиваль – это прежде всего зрительский кинофорум, но объективные причины делают его не таким уж доступным для большинства людей из-за сложной логистики и высоких цен.
Кроме того, в последнее время все меньше и меньше по-настоящему знаковых премьер достаются Венеции. Понимая это, фестиваль принялся было развивать индустриальную программу, организовав несколько лет назад Венецианский кинорынок - но и он пока не может конкурировать с кинорынками Канн и Берлина. А самым важным фактором является конкуренция с кинофестивалем в Торонто, который проходит сразу же после Венеции и где можно увидеть большую часть «венецианской» программы, и при этом там действует масштабный кинорынок - с точки зрения кинобизнеса преимущество однозначно на стороне фестиваля в Канаде.
Кинофестиваль, конечно, культурное событие и прежде всего служит искусству, но политика также вторгается и в эту сферу. В прошлом году Венецианский кинофестиваль оставил одно кресло членов жюри пустым как знак солидарности с Олегом Сенцовым, а в этом году поддержал Олега в официальном пресс-релизе. Также другие участники Венецианского кинофестиваля этого года - Сергей Лозница, иранец Мохсен Махмальбаф и Кристиан Венсан - выразили свою поддержку и протест против незаконного приговора украинскому режиссеру. В то же время прием по случаю открытия Венецианского кинорынка был проведен в партнерстве с РосКино, компанией Аэрофлот и фондом Геннадия Тимченко (не так давно попавшего под международные санкции). Естественно, украинские участники и гости кинофестиваля предпочли в тот вечер просмотр фильмов конкурсной программы.
Стоит сказать, что атмосфера на Венецианском кинофестивале очень особенная. Невероятная красота Венеции для тех, кто остановился именно в городе, а не на Лидо, расслабленный персонал в кинозалах и, конечно, фирменный венецианский коктейль шприц апероль. Организаторы понимают сложности логистики для гостей и участников и поэтому между Венецией и Лидо курсирует фестивальный вапоретто (водный трамвай). Кроме того, для аккредитованных гостей фестиваля дневной абонемент на Биеннале современного искусства предоставляется бесплатно. Для тех, кто приехал смотреть кино нет лишнего стресса попасть в залы и таких невыносимых очередей, как в Каннах, но это конечно, если вы не попадете на «обеденный перерыв» в службе аккредитации. А если и попали, то можно насладиться фирменным фестивальным мороженым.
Традиционно новый фестивальный сезон начинается с января, но для Одесского международного кинофестиваля именно с Венеции начинается новый отборочный «сезон». Пока рано говорить, но после фестиваля у нас уже в отборе несколько фильмов, которые надеемся показать нашим зрителям в следующем июле. А также это всегда хороший повод встретить старых и новых друзей фестиваля. Так, Сергей Лозница представил свой новый фильм «Событие» в день своего рождения, Елена Ершова, член жюри национального конкурса Одесского кинофестиваля 2015, представляла фильм Motherland, а израильская актриса Шани Кляйн, кторую мы помним по ее яркой роли капитана в фильме-обладателе Гран При Одесского кинофестиваля 2014 «Мотивации ноль», блистала в картине «Гора» из программы «Горизонты».