Поводом для написания статьи стали недавние заявления членов Кабинета Министров, а также отдельных парламентариев. Судя по заявлениям, судебная власть в Украине им просто мешает. Ведь министры и депутаты готовы самостоятельно вершить правосудие!
Так Министр юстиции Павел Петренко пригрозил уволить судей Киевского административного суда, отказавшихся рассматривать дело о запрете Коммунистической партии.
С политической, точнее эмоциональной точки зрения, слова министра звучали вроде правильно: наказать судей, которые затягивают дело о запрете «коммунистов-сепаратистов». С точки зрения закона, министр сделал свое заявление, будучи второй стороной по делу о запрете КПУ. Фактически оказывая давление на судей.
И самый важный вопрос: а почему член исполнительной власти, пусть даже министр, угрожает членам судебной, казалось бы, независимой ветви власти в Украине?
Этот аспект остался незамеченным на фоне скандала с обыском в Киевском админсуде.
Сразу оговорюсь - я не поклонник Компартии, но оказывать давление на судей, еще и в присутствии журналистов, по принципу «нравится-не нравится», министру нельзя!
Другой министр Арсен Аваков на своей страничке в Facebook заявил, что Печерский суд необходимо расформировать. Сравнять с землей.
Напомню Министру внутренних дел, что закрывать суды - это были методы... тех самых коммунистов. С которыми сегодня, пока безрезультатно, борется в том самом суде его коллега Павел Петренко.
"…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничто¬жить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необ¬ходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно", - писал после революции совсем не Арсен Аваков и не в Facebook, а Владимир Ильич Ленин...
Возникает вопрос: зачем нам, стране, которая стремится в Европу, судебная власть? Нам явно мешает статья 124 Конституции Украины, которая гласит, что «правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются».
В связи с этим, видимо нужно будет внести изменения в Конституцию и выписать новую редакцию 124 статьи: «Правосудие в Украине осуществляется исполнительной властью». Во-первых, это экономно. Во-вторых, удобно, быстро и красиво. Кстати, таким образом, мы исполним рекомендации совета Европы: нивелируем политическое влияние президента и верховной рады на суды. Оставим только исполнительную власть!
Тем временем народные депутаты тоже готовы самостоятельно вершить правосудие. Депутаты, которые сегодня имеют полномочия при назначении судей, в вопросе давления на суды просто блещут креативом.
Например, в январе Егор Соболев и комбат Семен Семенченко приехали в Харьков, чтобы самостоятельно провести «люстрацию» судьи и прокурора, решение которых им не понравилось.
«Мы приехали, чтобы объяснить прокурору и судье, что в их интересах пойти прочь самим, воспользовавшись гуманным Законом "О люстрации", чем ждать пока люди начнут их выкидывать в окна», - написал тогда снова же на своей страничке в Facebook Семенченко.
Хочется спросить: а выкидывать с какого этажа? В зависимости от важности решения судьи? Можно поступить совсем радикально - давайте и судебные решения будем выносить через Facebook: дешево и бумаги не надо!
На прошлой неделе произошло достаточно важное для работы судебной власти событие. При этом незамеченное. Судьи Верховного Суда написали открытое обращение, где призвали прекратить политиков давление на судебную власть. Но никакой реакции от этой самой власти не последовало.
Независимый суд не нужен ни одной власти.
И каждая новая власть занимается одним и тем же. Публично обещая реформу судебной системы, пытается построить эту саму систему «под себя».
У судей тоже есть выбор – делать все что нужно власти либо просто выносить законные решения, не поддаваться влиянию никакой их вестей властей, а четко следовать Конституции и Законам Украины.