Сейчас сепаратисты для жителей юго-востока кажутся большим злом, чем киевская власть, какая бы она ни была. Но объединение против общего врага не вечно – если на улицу начнут выходить местные жители, это будет гораздо опаснее, чем происки кремлевских гастролеров.
А поводы для недовольства появляются уже сейчас: с ростом цен и коммунальных тарифов могут смириться только те, у кого есть стабильный заработок – как только люди останутся без работы, власть потеряет для них свою легитимность. Стоит ли говорить, что Кремль не упустит случая воспользоваться ситуацией…
И речь идет не о какой-то абстрактной безработице, а о вполне конкретных вещах. Украинский юго-восток – это в первую очередь промышленность. К примеру, в Харьковской области одно только машиностроение составляет около 30% товарной структуры производимой в регионе продукции.
Основной рынок сбыта – страны СНГ, затем Азия и только потом Европа. Обратите внимание, что из этих трех основных партнеров лишь в случае с СНГ мы экспортируем больше, чем импортируем. А разговоры об увеличении товарооборота с Европой пока остаются лишь разговорами – разве что импорт вырос, но украинскому производителю от этого не легче…
Однако, проведенное 7 мая выездное заседание кабинета министров, вселяет в юго-восточных производителей осторожный оптимизм – сразу и не вспомнишь, какое еще украинское правительство таким образом демонстрировало свою готовность разбираться с проблемами на местах.
Безусловно, это шаг в правильном направлении – и как знак регионам со стороны Киева, и как механизм вывода экономики из кризиса. Обещанные промышленным предприятиям государственные заказы действительно помогут, но не всем… Позволю себе тезисно прокомментировать инициативу власти и немного ее дополнить.
1. Государственные заказы возможны только в отношении тех предприятий, которые изготавливает законченную продукцию, а в нынешних условиях еще и без комплектующих российского производства, тогда как львиная доля юго-восточной промышленности специализируется на комплектующих для российских заводов. Другими словами, инициатива правительства (если, конечно, она будет реализована на практике) поможет, например, Харьковскому ГП «Завод имени им. В.А.Малышева», но практически не затронет ГП «ФЭД», ОАО«Хартрон», ГП «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие» (в связи с тем, что примерно 50% комплектующих российского производства, поставки которых в случае государственного заказа могут быть под большим сомнением) и десятки других предприятий.
2. Государственные заказы важны, но еще важнее государственные закупки – то, что исчисляется сотнями миллиардов гривен, которые могут поступать отечественным производителям или уходить на финансирование импорта. Сколько украинской составляющей, например, в бюджете нашего транспортного монополиста «Укрзалізниці»? То есть, кому стоит направлять деньги украинских налогоплательщиков – корейскому «Hyundai» или отечественному Крюковскому вагоностроительному заводу?..Как вариант, следует рассмотреть возможность реанимации ранее принятой государственной программы по импортозамещению, чтобы украинская власть создавала рабочие места для украинцев. Необходимо стимулировать спрос на внутреннем рынке во всех сферах: к примеру, отечественные аграрии должны закупать украинские, а не белорусские или русские трактора и комбайны, и задача власти – создать условия, при которых им это будет выгодно.
3. Государство должно поддерживать инвестиционные инфраструктурные проекты при условии, что в обозримой перспективе они могут окупиться и, по крайней мере, их содержание не потребует дополнительных бюджетных расходов. Взять тот же харьковский метрополитен, который за последние 10 лет открыл 3 новых станции, а пассажиропоток снизился на 15-20%. Почему-то все смирились с двумя идеями: во-первых, надо регулярно поднимать стоимость проезда для пассажиров, во-вторых, сколько ее не поднимай – метро по определению убыточно. А стоило бы обновить подвижной состав – взамен старых износившихся поездов ввести новые, расходующие на 30% меньше электроэнергии, так не только бы отечественный производитель остался в выигрыше – выиграли бы все харьковчане!
4. Сколько б мы не рассуждали о государственных заказах – внутренний рынок обеспечивает лишь незначительный процент от доходов предприятий. На 90-95% загруженность предприятий оборонно-промышленного комплекса – это экспортные контракты, и государство должно помогать своим производителям их получать. Крайне затруднительно это делать без самостоятельного министерства промышленной политики, без национального агентства экспортного финансирования, без нормальной работы торгово-экономических миссий. Когда, например, экономическая миссия Белоруссии в Китае состоит приблизительно из 40 человек, а украинцев – двое-трое на весь Китай, то нечего и удивляться, что выгодные контракты достаются другим. Порой стоит не пожалеть вложить копейку, чтоб заработать тысячу…
Но всё это ни в коем случае не преуменьшает значимости инициативы правительства, которая должна стать импульсом для выхода экономики из кризиса. Возможно, это не тема для блога и не задача на 10 дней (именно столько времени поручено экспертам для разработки инвестиционной программы), но это уже что-то.
Украина де-факто находится в состоянии войны, но война не только там, где стреляют – Россия будет пытаться взять измором украинскую экономику, и нам остается надеяться только на мудрость власти. Украинцы – и на Западе, и на Востоке – будут до последнего поддерживать и защищать свое государство, но и государство не должно бросать своих граждан на произвол судьбы.