Когда слегка поутихли страсти после первых дней работы Верховной Рады, хочется дать объективную оценку сложившейся ситуации, пояснив позицию оппозиционных сил в новом парламенте. Основными вопросами возмущенной публики, негодующей из-за избрания спикером А. Рыбака и премьер-министром Н. Азарова, были: «А где же была оппозиция в этот момент? И что она будет делать дальше, если не смогла повлиять на принятие таких важных кадровых решений?».
Во-первых, стоит признать, что Партия Регионов и КПУ, не преминувшая примкнуть к ней уже в начале работы новой Рады, действительно имеют большинство голосов в парламенте. И было наивно полагать, что будут какие-то неожиданности при голосовании за спикера и премьер-министра. Конечно, то, что провластное большинство абсолютно проигнорировало соблюдение традиций, и должность первого вице-спикера тоже отдали не оппозиции – это уже конечно выходит за рамки «здравого смысла». Но, с другой стороны, все закономерно. «Закон про оппозицию», к сожалению, так и не был принят Верховной Радой. И депутаты из Партии Регионов решили, что могут спокойно наплевать на политические традиции. Хотя, разве можно было ждать от людей, которые даже законы не всегда выполняют, простого соблюдения политических договоренностей.
Несмотря на действия оппонентов от власти, позиция оппозиционных депутатов весьма конструктивна: мы не собираемся мешать работать новой Раде, но будем пресекать любые попытки провластного большинства нарушать законы и Конституцию Украины. Мы четко убеждены в том, что ответственность за все, что происходит сейчас в стране, несет лично Президент Украины. Мы не голосуем за то, что предлагает Президент, тем самым выражая несогласие с тем политическим курсом, который он выбрал.
Но, заметьте, оппозиция не занимается целенаправленным и постоянным блокированием трибуны Верховной Рады. Мы просто пытаемся научить депутатов от власти работать согласно существующим законодательным нормам и демократическим традициям.
Уже первые дни работы Верховной Рады нового созыва показали, что провластной партии придется забыть те «счастливые деньки», когда можно было силовыми методами решать различные вопросы и принимать законы, нагло попирая не только юридические нормы, но и просто не давая силой выступить оппозиционным депутатам с трибуны. Партия Регионов была шокирована тем, что 5 лет это у них получалось, а теперь нужно срочно поменять «политические манеры» и следовать цивилизованным правилам «политического этикета».
Может быть, со стороны, кажется, что добиться персонального голосования и соблюдения регламента – не такая уж великая победа. Но дорогу осилит идущий… Поверьте, что уже после первого дня работы Верховной Рады, провластное большинство осознало одну простую, но очень важную истину: пора садится за стол переговоров и решать вопросы не силой и запугиванием, а политическими методами.
Что касается работы оппозиции: потихоньку и «Батькивщина», и «УДАР», и «Свобода» начинают выполнять свои предвыборные обещания. Например, оппозиция добилась того, что заставила всех без исключения парламентариев выступать в сессионном зале на украинском языке. Ведь выступление в сессионном зале на русском языке – это прямое нарушение Конституции Украины. Депутаты, кто - бездумно, а кто – и вполне осознанно, методично нарушали эту норму. Мы заставили новоизбранного спикера дать публичное обещание впредь вести заседания Верховной Рады исключительно на украинском языке.
Добиться же персонального голосования – для нашей фракции это было «делом чести» и исполнением наших предвыборных обещаний. Было приятно наблюдать, когда мы добились того, что самые известные и «уважаемые» депутаты бежали к свои депутатским местам, чтобы лично проголосовать «за» принятие того или иного решения.
Думаю, что открою «секрет Полишинеля», если скажу о том, что в прошлых созывах в парламенте все фракции практиковали так сказать «лидерское голосование», когда лидер фракции собирал депутатские карточки для голосования и лично решал, как нужно проголосовать за нужный законопроект. Оппозиционные депутаты уже с первых дней работы парламента голосовали сами за себя. А персональное голосование несет и персональную ответственность перед избирателем.
Также хочется ответить на все комментарии различных политологов и СМИ о том, что оппозиция не монолитна и страдает от внутренних противоречий. На самом деле, просто внутри фракции «Батькивщина» существует нормальная, порой острая, политическая дискуссия. Мы – демократы, в отличие от наших коллег из Партии Регионов, и стареемся все вопросы решать коллегиально. Естественно, что в ходе обсуждения важных стратегических вопросов, порой возникают внутрипартийные противоречия.
Например, довольно жаркое обсуждение у нас было по вопросу, кто будет лидером в парламенте. Приоткрою «внутрифракционные кулуары» и скажу, что в процессе принятия данного решения А. Яценюк лично акцентировал внимание на том, что готов нести персональную ответственность за отца и сына Табаловых, которые не захотели вступать во фракцию. При принятии решения, кто возглавит фракцию «Батькивщина» в парламенте, все члены партии дали оценку ответственности А. Яценюка за членов команды, которых он лично рекомендовал. В итоге, ответственность за этих «перебежчиков» фракция взяла на себя. И все последующие комментарии некоторых членов оппозиции о том, что не все вопросы в партии решаются «гладко», являются скорее политическими издержками формирования демократической партии, где всегда могут быть «несогласные».
Конечно же, я не могу обойти своим вниманием и тему этих самых «политических перебежчиков». Но здесь я хочу остановиться не на персоналиях, а на реакции депутатского корпуса на эти события. Во-первых, очень примечательно, что нас поддержали коллеги из других оппозиционных фракций. Может, это Вам и покажется вполне логичным и закономерным. Но, заметьте, что нас поддержали и провластные депутаты. Все потому, что политическая дискуссия на тему «тушек» вскоре может стать актуальной и для них самих. Никому ведь доподлинно неизвестно, кто станет Президентом в 2015 году. Соответственно, после президентских выборов расклад сил может поменяться не в пользу существующего парламентского большинства. И политическая недальновидность для Партии Регионов в данном случае может закончиться довольно плачевно.
Хочу обратить Ваше внимание и на то, что в Партии Регионов не скрывали, что у них было намного больше заявлений от депутатов, желавших вступить в провластную фракцию. Но не сложилось… Также примечательный пример того же П. Балоги, который сначала написал заявление на вступление во фракцию ПР, а спустя день уже писал заявление о выходе из нее. А все потому, что избиратели уже не воспринимают, что им сначала обещают работать в одной команде, а потом переходят к другой парламентской группе, имеющей иные политические приоритеты. Прецедент с П. Балогой – это пример того, как формируется традиция исполнять предвыборные позиции и обещания. Наконец-то к депутатам приходит осознание простой истины: если обманул – больше не поверят. Но, помимо формирования такой традиции, с моей точки зрения, необходимо, все-таки четко на законодательном уровне прописать процедуру отзыва депутата. Данный юридический механизм станет еще одним шагом оппозиционных партий на пути формирования демократического парламентаризма в Украине.