Собственные доходы местных бюджетов в 2015 году составили 120 млрд. грн., тогда как в 2010 году они составляли лишь 81 млрд. грн (рис. 1).
Рис. 1. Динамика собственных доходов местных бюджетов в период 2001-2015 годов, млрд. грн. (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
В то же время, за аналогичный период трансферты из государственного бюджета для местных бюджетов увеличились в 2,2 раза – до 174 млрд. грн. Вместе с тем, номинальный рост доходов местных бюджетов не значит, что реально доходы этих бюджетов растут. Говорить о реальных положительных последствиях бюджетной децентрализации еще рано, поскольку в реальном выражении поступления в местные бюджеты находятся на уровне 2004 года – это наименьшее значение за анализируемый период (рис. 2).
Рис. 2. Динамика собственных доходов местных бюджетов в период 2001-2015 годов в ценах 2001 года, млрд. грн. (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
К сожалению, доходы местных бюджетов не играют в развитии национальной экономики той роли, которая им отводится в большинстве стран Европейского Союза. Это подтверждается не только динамикой реальных поступлений, но и их удельным весом в общих доходах Сводного бюджета и долей в валовом внутреннем продукте (ВВП). Так в 2015 году удельный вес собственных доходов местных бюджетов достиг самого низкого значения за период, что анализируется. В частности, их доля в доходах сводного бюджета составила лишь 18,4%, а в ВВП – 6,3% (рис. 3).
Наибольший дополнительный объем средств было направлено в города областного значения (доходы бюджетов городов областного подчинения и в 2011, и в 2015 годах занимают наибольший удельный вес в доходах местных бюджетов в целом (рис. 4 и 5)), где остается половина платы за землю, акциза по розничной продаже, налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В общем, города областного значения получили дополнительные 8,3 млрд. грн, и в
Рис. 3. Роль собственных доходов местных бюджетов в национальной экономике (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
2015 году их ресурсы составляли 49 млрд. грн. Значительная часть этих средств находится на депозитах в государственных банках. Быстрее росли доходы районных бюджетов, где аккумулируется большая часть НДФЛ. На районном уровне доходы по сравнению с 2014 годом увеличились на 47,7% (4,8 млрд. грн) и достигли 15 млрд. грн в 2015 году.
Аутсайдерами по темпам роста доходов оказались поселковые и бюджеты городов районного подчинения, доходы которых сократились (на 3,8%). Небольшие темпы роста доходов бюджетов на этом уровне должны стимулировать общины к объединению. При этом села все-таки получили прирост доходов + 32% (или 2,3 млрд. грн.) благодаря акцизу по розничной продаже, плате за землю, единому налогу.
Рис. 4. Доходы местных бюджетов по видам бюджетов в 2011 году (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
Представители исполнительной власти констатируют факт финансовой децентрализации увеличением удельного веса общегосударственных налогов, который перераспределяется в пользу местных бюджетов, в частности экологического налога. Местные бюджеты местным бюджетам рознь, если растут поступления в областные и районные бюджеты и таким образом возникает новая возможность для их дальнейшего перераспределения.
Рис. 5. Доходы местных бюджетов по видам бюджетов в 2015 году (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
Реальная финансовая децентрализация – это когда центр тяжести перераспределения доходов переходит не на областной и районный уровень, а на уровень территориальных общин базового уровня (города, поселки и села). То есть цель финансовой децентрализации – максимизировать поступления в городские, поселковые и сельские бюджеты, то есть расшить финансовые возможности местного самоуправления. Тем не менее, если исходить из удельного веса доходов местных бюджетов в общих ресурсах сводных финансовых фондов государства, то можно отметить незначительный потенциал пополнения бюджетов местного самоуправления, особенно поселковых и сельских бюджетов.
Существенно увеличить потенциал пополнения сельских и поселковых бюджетов можно за счет расширения базы изъятия ренты за пользование недрами, специальное использование воды и лесных ресурсов. Речь идет о закреплении за поселковыми и сельскими бюджетами рентной платы за использование природных ресурсов как общегосударственного, так и местного значения.