Вопрос: «Стоит ли тому, кто может претендовать на пост Премьер-министра, претендовать на пост Президента?» После очередной попытки очередного президента узурпировать власть и изменить конституционную модель власти в Украине, сегодня вновь восстановлена парламентско-президентская форма правления, в которой полномочий Премьер-министра по руководству исполнительной власти гораздо больше полномочий Президента. Так вот, миссия следующего премьер-министра состоит в том, чтобы навсегда валютировать и закрепить статус Премьер-министра и правительства как основного центра власти, центра воплощения реформ. При этом политический процесс первого уровня в Украине должен быть сведен к борьбе между партиями за право формировать Кабинет министров с премьер-министром во главе, а повестка каждой следующей парламентской кампании должна свестись исключительно к оценке обществом результатов работы предыдущего Кабмина. Подчеркну, навсегда. Потому что единственная модель существования украинской государственности – парламентско-президентская.
Иначе все будет повторяться. И каждый вновь избранный Президент будет пытаться тем или иным способом изменить конструкцию под себя – Кабмин под себя, парламент под себя, суды под себя. То ли «Ющенко hard», то ли «Янукович light». В лучшем случае «Кучма medium». Поэтому миссия Премьер-министра – это всеми доступными средствами способствовать утверждению парламентско-президентской формы правления и закреплению этого статуса в общественном сознании. Вы хотите спросить о девальвации поста Президента?
Отнюдь. Пусть следующую президентскую кампанию выиграет тот, кто предъявит лучшую стратегию в сфере национальной безопасности и внешней политики. Пусть он даже будет главнокомандующим, когда потребуется. Пусть он будет сильным, конкурентным центром власти. И пусть парламент выполняет свою миссию – от имени избирателей супервизирует и ратифицирует действия главных исполнителей. Причем новый премьер в следующую минуту, после утверждения в Раде, должен воплотить план под условным названием «Реализация конституционных полномочий». Искренне верю, что это может в значительной мере оздоровить украинский политикум, освободить его от искушений. И, как гражданин, на политическом уровне, больше всего заинтересован в существовании балансов в политикуме. Это возможно лишь через воплощение наиболее органичной модели устройства страны – парламентско-президентской республики.
P.S. Не знаю, можно ли считать подковерную тяжбу за пост министра внутренних дел сигналом об очередной попытке перераспределения конституционных полномочий. Возможно это всего лишь проявление взаимного недоверия и поиск гарантий. Знаю другое: да здравствуют балансы!