Уже в самом указе содержится предположение, что первого президента постараются использовать лишь в качестве «конституционного знамени». Идея Кравчука состояла в том, что Конституция должна приниматься путем всенародного референдума без какого-либо участия депутатского корпуса. Об этом он рассказывал журналистам еще год назад. Конституционная ассамблея в таком случае получала статус важнейшего государственного органа, практически не зависящего даже от воли президента: вердикт ее детищу должен поставить народ. Такой подход льстил и самому Леониду Макаровичу, получавшему шанс войти в историю отцом демократической Конституции.
Однако в президентском указе ни слова о всенародном референдуму. Ассамблея является специальным вспомогательным органом при Президенте Украины. Нет упоминания и о новой редакции Конституции. На ассамблею возложены функции подготовки законопроекта, может быть даже не одного, о внесении изменений в Конституцию Украины.
Далее подготовленный ассамблеей текст после одобрения Президентом в установленном порядке передается в Верховную Раду. Здесь он расходится по комиссиям и комитетам, отдается на растерзание депутатам различных убеждений, обслуживающих, если уж называть вещи своими именами, те или иные олигархические кланы. Если кто-то верит в возможность существования в Украине независимого парламента, то этот текст не для него. Можно представить себе уровень парламентских страстей при обсуждении болевых вопросов общества. Если уж смотреть правде в глаза, то нужно сказать, что внесение даже самого взвешенного проекта конституционных изменений парализует работу любого украинского парламента.
Однако не это возмущает оппозицию. Главное, что занимает ее лидеров, а не задумал ли Президент изменить Конституцию таким образом, чтобы обеспечить себе второй срок избранием в парламенте. В то же время представители оппозиции категорически против принятия Конституции на референдуме: «Конституция всегда создавалась в парламенте, поэтому если они действительно хотят менять основной закон, то это нужно делать в Раде» ,— заявил первый заместитель председателя фракции «БЮТ-Батькивщина» Сергей Соболев. Оппозицию не смущает, что именно парламентом может быть принята любая Конституция, в том числе и такая, которая обеспечит избрание президента депутатами.
Кстати сказать, вокруг этого вопроса пляшет и власть. Советник Президента и секретарь Конституционной ассамблеи Марина Ставнийчук заявила, что изменения Основного закона отнюдь не нацелены на изменение формы правления, они нужны исключительно «для приближения к европейским стандартам». Утверждение это достаточно логичное.
Несмотря на существующие противоречия между властью и оппозицией, в подходе к конституционным преобразованиям их цели во многом совпадают. Власть пытается удержаться при помощи неограниченных президентских полномочий. Оппозиция не скрывает амбиций в ближайшее время опять вернуться на Банковую и управлять страной теми же методами.
Конституционная ассамблея может быть совещательным органом при Президенте, не более того. И было бы странным, если бы представители оппозиции вошли в орган, который является совещательным органом при Президенте
— Сергей Соболев, народный депутат фракции БЮТ
Нынешняя элита не согласна что-либо менять в стране. Остается надежда на гражданское общество. Попытки его самоорганизации пока достаточно робкие. Недавно заявило о себе движение «Украинский выбор» во главе с Виктором Медведчуком. В опубликованном манифесте задекларирована амбициозная цель вернуть Украину в сообщество стран, где распространено свободное волеизъявление граждан. Речь идет о принятии закона «О всенародном референдуме», который предоставил бы право всеобщим голосованием решать важнейшие для государства вопросы: роспуск парламента, отставка правительства, прекращение полномочий состава судей Конституционного и Верховного судов.
В эту концепцию вполне вписывалась первоначальная идея Леонида Кравчука о принятии Конституции путем всенародного голосования. Кстати сказать, когда-то Кравчук и Медведчук состояли в одной партии. А потом случилась политическая непогода, и Леонид Макарович пошел своей дорогой, следуя сочиненному в народе анекдоту: как-то внезапно пошел дождь и помощник бросился к патрону с зонтиком, на что Леонид Макарович ответил: «Не надо, я между капельками…».