Впервые в истории независимой Украины свои патриотические помыслы властьпридержащие попытались документально оформить еще в 1999 году. Тогда вышло постановление Кабмина под нечитабельным названием «Национальная программа патриотического воспитания граждан, формирования здорового способа жизни, развития духовности и укрепления моральных основ общества». Через пару лет вдогонку появились два президентских указа Леонида Кучмы «О национальной программе возрождения и развития Украинского казачества на 2000—2005 гг.» и «О Концепции допризывной подготовки и военно-патриотическом воспитании молодежи».
Свою лепту в развитие патриотизма внес и Виктор Ющенко. Его «Концепция национально-патриотического воспитания молодежи на 2009—2015 гг» отличалась обновленной терминологией, с обязательным упоминанием героических примеров национально-освободительных состязаний.
И вот теперь новый документ. От прежних он отличается технократическим подходом и измерением патриотизма в процентах. Дорогие Ющенко понятия, сопрягаемые с прилагательным «национальные» теперь употребляются с термином «общегосударственные». Шедевром документа стал «Перечень оценочных показателей реализации программы патриотического воспитания». Судя по стилю, этот раздел сочинял если не сам Николай Янович, то человек гораздо старше его, кому хорошо знакомы лексика и стиль добрых советских времен.
Вот почитайте. Если в 2013 году «доля населения, которая безусловно считает себя патриотами» составит 31 процент, то уже через год возрастет до 37 процентов, а в 2017 году составит и вовсе 48 процентов. Далее весь патриотизм разбит по составляющим, которые тоже непременно будут возрастать. Сюда относится доля населения, «которое гордится своим языком», для «которого основным поводом гордиться своей страной является историческое прошлое», «которое гордится национальной культурой и искусством», «военным могуществом государства» и т.д.
Уровень патриотизма среди молодежи такой же, как и среди политиков. Не любят наши руководители свою страну, поэтому также к ней относится и молодежь. Чтобы что-то изменилось, нужно, чтобы руководство страны работало не на узкую группу олигархов, которых все ненавидят, а на государство
— Станислав Николаенко, экс-министр образования
Отдельной строкой расписаны все возможные проявления патриотизма. Учитывая нынешний имидж правящей силы, особо умиляет пункт о голосовании на выборах «за партии патриотического направления». Следуя этой позиции, к 2017 году количество отдавших свои голоса будет расти от нынешних 22 до будущих 35 процентов. Скептики иронизируют, что при таком развитии ситуации, у Партии регионов есть две разнонаправленные перспективы: остаться у власти, избрав своим председателем Олега Тягныбока, либо сойти с политической арены.
Документ напоминает схоластику времен развитого социализма. Историки и социологи комментируют его весьма неохотно, не скрывая иронии. По мнению профессора Института политических и этнонациональных исследований Владислав Гриневича текст, «скорее, представляет собой запрос на финансирование без надлежащего обоснования, а не серьезный документ с определением принципов и основных направлений патриотического воспитания». Доктор исторических наук Павел Гай-Нижник назвал странным «нескрываемый диктат и указание на ожидаемый результат». Не в восторге от документа и политики.
Наиболее вероятный эффект от документа – использование выделяемых на патриотическую программу средств под проекты, к декларируемой теме имеющие весьма умозрительное отношение. Напечатает какой-нибудь приближенный к власти писатель очередной патриотический роман, или споет песенку про казацкую славу вхожий на Грушевского певец – попробуй, посчитай, сколько процентов он добавил в патриотическое воспитание народа!