Прямое урегулирование – особая схема урегулирования страховых случаев внутри общей системы обязательного страхования автогражданской ответственности, при которой пострадавший в аварии сможет получить выплату не от той страховой компании, чей полис ОСАГО лежит в «бардачке» у виновника ДТП, как это происходит сейчас, а от своей СК – той, с которой он заключил договор страхования. Принцип – где купил полис, там и получаешь выплату - поможет избежать ситуаций, когда человеку приходится обращаться в незнакомую компанию, у которой даже офис может находиться в другом городе.
Это важнейший шаг для защиты интересов страхователей. Раньше, если вы попадали в ДТП, то вероятность своевременно и без проблем получить страховую выплату зависела от случая и везения – если у виновника ДТП полис «хорошей» компании, выплату получаете в срок. Если же у него полис одной из компаний, работающих недобросовестно – готовьтесь к долгим «обиваниям порогов» офиса страховщика, возможно – к необходимости писать жалобы в Нацкомиссию и МТСБУ, идти в суд и т.д., и к долгому ожиданию не очень щедрой выплаты.
Внедрение прямого урегулирования дает прекрасную возможность страхователям не надеяться на случай, а взять ситуацию в свои руки, приобретая полис ОСАГО у тех страховщиков, кто хорошо зарекомендовал себя своевременным выполнением обязательств, и у них же получая выплату в случае ДТП. Мы также рассчитываем, что практика прямого урегулирования произведет в целом позитивное влияние на работу страховщиков – теперь они будут понимать, что от того, как они будут урегулировать страховые события, зависит то, захочет ли клиент перезаключить с ними договор на следующие годы, и будут прикладывать больше усилий для качественного обслуживания пострадавших.
Пока система прямого урегулирования будет работать на добровольной основе. В начале в нее войдет 16 компаний (их список есть на сайте Бюро), чья доля рынка ОСАГО составляет более 50%. Еще около 10 компаний рассматривают возможность присоединиться к системе в ближайшее время.
В каких случаях можно воспользоваться прямым урегулированием?
ДТП происходит при участии не более чем двух автомобилей, ответственность водителей каждого из которых застрахована в СК-участниках системы прямого урегулирования
один из водителей должен быть полностью ответственен за причину возникновения ДТП (так называемые «обоюдки» не попадают под прямое урегулирование), а участники происшествия не должны находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
прямое урегулирование возможно только тогда, когда ущерб нанесен исключительно «железу» (автомобилю), если же есть ущерб и жизни и здоровью водителя или пассажиров – такие случаи урегулируются в обычном порядке
если страховой случай подпадает под прямое урегулирование, пострадавший может по своему выбору обратиться за выплатой возмещения и в страховую компанию виновника ДПТ. Система добровольного прямого урегулирования оставляет потерпевшему свободу выбора – до момента получения страхового возмещения он имеет право отозвать свое заявление о прямом урегулировании убытка и обратиться к страховщику виновника ДТП, как это действует и сейчас. Страховщик потерпевшего в таком случае обязан вернуть пострадавшему оригиналы документов для выплаты. Конечно, нужно понимать, что и срок рассмотрения у второй СК начнет отсчитываться «по новой».
Считаю, что введение прямого урегулирования – замечательный шанс для страхователей взять в свои руки ответственность за своевременное получение страховых выплат от той страховой компании, которую они сами выберут. И не полагаться на случай – полис какой из страховых компаний окажется у виновника ДТП.
Как же именно выбрать эту самую надежную страховую компанию, я рассказывал в одном из предыдущих постов. МТСБУ через свой сайт регулярно обеспечивает страхователей информацией, которая позволяет сделать обдуманный выбор страховщика.
Напомню, что самый простой шаг, который можно сделать для того, чтобы приобрести полис ОСАГО у надежной компании: это ознакомиться с так называемым «светофором» на сайте Бюро http://www.mtsbu.ua/ua/assessment/ . А для того, чтобы информация о деятельности страховщика была максимально объективной и детальной, с прошлого квартала в дополнение к светофору мы стали предоставлять развернутые данные о деятельности каждой страховой компании-члена Бюро, в том числе и о том, в какие сроки осуществляются выплаты. Эта новая информация, вместе со «светофором», дает возможность страхователям объективно оценить работу страховой компании в важнейшем для клиента аспекте – сроках и качестве урегулирования, и выбрать того страховщика, который максимально быстро обеспечит компенсацию убытков потерпевшего в ДТП.
С подробной информацией по итогам второго квартала можно ознакомиться на сайте Бюро (http://www.mtsbu.ua/files/20160822/Pokaz_SK_2kv2016.pdf), и вот-вот будут опубликованы свежие данные.
Я надеюсь, что работа системы добровольного прямого урегулирования уменьшит количество проблем, с которыми сталкиваются пострадавшие с ДТП, и повысит уровень доверия к страховщикам и страхованию в целом, положительно зарекомендует себя, что позволит привлечь в нее как можно больше страховых компаний и в итоге сделать обязательной для всего рынка ОСАГО.