Кто-то вообще что-то понимает, почему украинцы в массе своей продолжают поддерживать правительство, если в Украине все так плохо? А если у нас все так хорошо, то почему из страны все больше и больше людей уезжают на заработки и просят убежища, а кредитование МВФ все не прекращается? К тому же наступил период неопределенности для тех украинских элит, которые ставили на Хиллари Клинтон. Чего теперь Украине ждать? Какими будут лучшие валютные сделки на украинском рынке в связи с победой Дональда Трампа – продавать доллар против офшорной гривны?
А ведь на самом деле котировки гривны снова стали снижаться. Все мы, хотя и ждем сильных и верных решений от Нацбанка Украины, но еще больше боимся непрофессиональных действий его руководства. Не дай Бог, если команда В.Гонтаревой что-то экстренное придумает. Лично я уже за то, чтобы они больше ничего не придумывали, т.к. мы уже хорошо уяснили, что их действия сродни принципу: «Сегодня будет хуже, чем вчера, но утешает то, что лучше, чем завтра». Но поскольку почти 95% наших людей зависят от гривны, то всё же сегодня их беспокойство больше зависит от уровня инфляции. А вот инфляция, к сожалению, будет расти.
Правда, не стоит отчаиваться. Как говорит один мой коллега: «Корректировать расходы в гривне проще, чем зализывать раны от валютных авантюр». Конечно, сегодня есть голоса «За» и есть голоса «Против», кто-то ставит на падение гривны, а кто-то – на ее рост. Но при разных тактических оценках среди серьезных аналитиков не встречаются прогнозы о том, что доллар вот-вот перевалит за 30. Все отмечают, что при нынешних рыночных условиях гривна близка к своей справедливой стоимости. Это, безусловно, очень важная оговорка.
Однако сейчас хотел бы сделать акцент на другом, никто в своих аналитических обзорах не пишет, что требуется какая-либо массированная девальвация гривны, чтобы как-то поприличнее выглядел наш платежный баланс. Дескать, удалось нащупать среднесрочную устойчивость нацвалюты и, хотя некоторые крупные банки может быть и хотели поиграть на снижение гривны, но отказываются от этой затеи из-за позиционирования. Дело в том, что на украинском рынке уже есть большая позиция против нашей гривны, причем создали ее относительно небольшие и совсем маленькие игроки – массово, толпой после ознакомления с е-декларациями наших политиков. Такое ощущение, что наши нардепы и крупные чиновники решили поиграть в Армагеддон.
Это очень плохая ситуация, когда растет беспокойство на рынках из-за перманентных заявлений Кабмина, НБУ, Минфина и Минсоцполитики, которые анонсируют порцию за порцией правок в госбюджет-2017. Сейчас, к примеру, можно ожидать, что под форматирование попадут акцизы, рентные платежи и налогообложение доходов. Пока же предложение поднять «минималку» до 3200 гривен – это победа оптимизма над здравым смыслом; а что дальше делать с обнищанием населения, которое к этому не готово? Правда, девальвировать гривну куда легче, чем комплексно и решительно проводить экономические реформы.
Вот и после майдана-2 наши политические лидеры всему миру показывали, что быстрое обогащение – здесь и сейчас – стало их главной целью. Политика у нас как была не просто бизнесом, а очень крупным бизнесом, так по сей день всё и сохранилось. А алчность отдельных политиков и крупных чиновников родилась давно из действующих законов и их морально-нравственного смысла жизни. И вряд ли когда-нибудь они поймут истину, о которой говорят все религии: будь добр к своему соседу, не будь слишком жадным; потому что, если ты жаден – то, в конце концов, сам заплатишь за это.
Поэтому в эти дни невольно задумываешься, а как оценить действия наших властей? В принципе, можно легко и просто – это достаточно знать размер прожиточного минимума в Украине. Напомню, с 01.01.2015 по 31.08.2015 – 1176,00 грн., с 1.09.2015 – 1330,00 гривен. Вот это и есть главный показатель эффективности работы властей всех уровней. Следует также подчеркнуть, что прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
И, узнав о решении В.Гройсмана поднять «минималку» в следующем 2017 году до 3200 грн, а также об отставке М.Саакашвили, ни один думающий украинец уже не будет сомневается в том, что второй акт драмы начался. Но сразу же встает очень важный вопрос, что дальше будут делать власти по выводу из пике нашей экономики? Девальвировать гривну, подстегивая экспорт, или укреплять национальную валюту, борясь с инфляцией? Да и без кредитной закачки МВФ и дальнейшего увеличения налоговой нагрузки на бизнес не удастся решить долговые проблемы. И это притом, что все мы понимаем, куда ни кинь, всюду риск социальных волнений от Волыни до Донбасса.
Но почему в других странах центробанки и правительства могут поддержать национальные предприятия и население, а у нас нет? Судите сами, с 28 октября 2016 года в Украине учетная ставка НБУ снижена до 14%. Банк Англии сохраняет базовую процентную ставку на уровне 0,5% годовых. Европейский центробанк пошел дальше, снизив базовую ставку до 0%, т.е. начал раздавать деньги даром. Рекорд пока удерживает Швейцария, где процентная ставка составляет минус 0,75%, иными словами здесь решили доплачивать банкам за то, что они берут деньги в долг и кредитуют бизнес и население страны; цель такой политики – поддержать экономику и разогнать потребительский спрос.
И кто теперь в Кабмине и НБУ будет утверждать, что наши производители конкурентны на европейском рынке? Также выскажу свое предположение, почему В.Гонтарева стала самой влиятельной женщиной в Украине. Как известно в экспертном сообществе, игры с валютами сегодня дают наибольший доход, а валютные спекулянты действуют достаточно стадно. И только тогда, когда они точно знают, когда можно надавить на рынок и он поддастся, они начинают жестко действовать. Поэтому в их среде, видимо, есть определенная договоренность, когда точно не будет резких движений против них в защиту гривны. Дескать, девальвировали валюту на несколько десятков процентов, - остановились, дальше «прокачивают» ситуацию на рынке. К тому же им благоприятствуют настроения многих граждан, не желающих держать накопления в гривне.
Да валютные войны у нас масштабные и, видимо, не случайные. И все же после победы Дональда Трампа так и хочется вернуться к историческим аналогиям, но с учетом некоторых других аспектов. Напомню, в период Великой депрессии в США был лозунг: «Делайте что-нибудь, но делайте, только бы Америка не стояла на месте!» Мало кто об этом пишет, но те голодные годы в Соединенных Штатах были одними из самых красивых и ярких XX века. Известный романист Скотт Фицджеральд назвал то время «веком джаза». Назло всем бедам американцы хотели тогда танцевать и веселиться.
В архитектуре и одежде на смену роскоши пришел в те годы незаметный шик, а на губах красоток появилась ярко красная помада – это был писк моды. Если хотите – это были даже антикризисные меры. Женщины готовы были экономить на чем угодно, но только не на чулках. Реклама тогда повсюду твердила: «У девушек с красной помадой на губах больше шансов получить работу». И это тогда срабатывало. Они делали короткие стрижки, брали в руки сигареты и осваивали пишущие машинки. Они научились быть сильными и независимыми. А сегодня, как мы хорошо знаем, Америка борется с курением. Правильно считая это дурной привычкой. Хотя закурила Америка именно в годы Великой депрессии, когда было голодно и скверно на душе.
США тогда стояли перед выбором: либо революция (как, например, в России в начале XX века), либо адекватная по сложности и тонкости в период структурного кризиса государственная политика. Не перед таким ли выбором стоит сейчас Украина? Не правда ли, как много поучительного есть в исторических аналогиях?