Пятое по счету народное вече на Майдане может стать последним. Это не значит, что мы больше не увидим на Майдане сотни тысяч людей. Скорее всего, и в это хотелось бы верить, люди будут собираться. Но в прошлое воскресенье стихийный массовый протест против власти, масштабы которого превзошли самые смелые ожидания не только в Украине, но и во всей Европе, был загнан в рамки внезапно возникшего “народного” объединения.
Человеку моего возраста трудно удержаться от того, чтобы не вспомнить крылатую фразу “хотите убить идею в зародыше — создайте комитет для ее разработки.”
И этот комитет создан на наших глазах и нашими же руками. Почему это стало возможным? Для тех, кто голосовал за то, что получило название НОМ, стоя на Майдане, это была отчаянная попытка хоть как-то уберечь протест от бесславного завершения под давлением приближающихся праздников и в условиях скудости идей и предложений со стороны людей, уже месяц называющих себя “лидерами Майдана”.
Пятый раз на площади в центре Киева собираются сотни тысяч людей, рассчитывая, что с трибуны им предложат план превращения их протеста в решающий фактор политической борьбы за власть в нашей стране. Но вместо этого, их снова отодвигают в сторону те, кто считает, что политическая борьба - удел избранных и посвященных. Всем остальным придется довольствоваться созданием массовки, на фоне которой группа политических карликов хочет видеть себя вершителями судеб страны.
Добились ли в прошлое воскресение “лидеры оппозиции” своих целей, пока неясно. Ясно одно, «народное объединение» - последнее, что было в их арсенале после того, как не удалось поставить жирную точку на истории Майдана под звуки нынешних и прошлых звезд “Океана Эльзы”. Мы спели наши любимые песни и снова вернулись на Майдан, видимо поставив этим в тупик политиков, которые уже не скрывают своей беспомощности, сокращая длительность своих речей и упрощая их содержание до заклинаний.
Неудавшийся радиоинженер, депутат, позже сделавший карьеру от полевого командира первого Майдана до министра внутренних дел и оказавшийся в итоге в застенках режима, заявил с трибуны, что “мы не смогли скинуть президента”. Все еще считающий, что вокруг него “лагерная зона”, он не видит никаких результатов протеста, кроме “дырки в заборе” этой зоны, якобы пробитой за этот месяц.
“Наши лидеры огласят нам план создания огромного общественного надпартийного объединения «Майдан», куда должны записаться миллионы тех, кто был, есть и будет на Майдане” - сказал ныне идеолог “Третьей республики” буквально цитируя пособие Остапа Бендера для "сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей".
Как будет выглядеть этот «девятый вал», который уже зардел, по мнению Луценко?
“10 миллионов членов этой организации с единым планом в голове смогут повалить режим и изменить страну”, - сообщил нам Луценко, добавив, что “мы тут стоим, потому что нуждаемся в плане, который теперь есть”.
Оставляя в стороне списочный состав комиссии по похоронам протеста и разработке "единого плана", предназначенного "миллионам" наших голов, не могу не вспомнить еще одну ассоциацию из прошлого.
В присной памяти Стране советов, наследие которой нет-нет, да и даст о себе знать в словах и делах нынешних наших "оппозиционных" политиков, было такое правило: тот, кто возглавлял комиссию по похоронам, занимал потом главное кресло.
Отсюда видимо возникло желание учредителей НОМа не только составить список "совета Майдана", но и выделить еще более узкую группу лиц – претендентов на пост председателя комиссии – названых без затей – "сопредседатели". Вошли туда не только Ю. Луценко, коллекционирующий формальные посты на двух уже Майданах подряд, но и завсегдатаи сцены, "наивные", по образному выражению Кличко, лидеры "оппозиции". Нашлось там место и для Юлии Тимошенко, по-прежнему возглавляющей у нас все, что "против Януковича", и еще для одной женщины.
Желающим присоединиться к совету, по популярной ныне аналогии с Украиной и ЕС, двери "оставили открытыми". Про возможность войти в число сопредседателей явно не говорится.
Несмотря на оптимистичное заявление Луценко о "плане, который есть", следует признать – плана нет. Есть пожелания и надежды – их хватало и раньше. То же, что Луценко называет планом, целиком взято из массовой литературы выпускавшейся ВЦСПС для пионеров и школьников, которые хотели больше знать о борьбе рабочих за свои права на Западе.
Конечно, есть надежда на то, что такой план появится. Вокруг, и на Майдане в частности, много образованных, грамотных и опытных людей, способных на гораздо большее, чем "пробивание забора" в той зоне, которая все еще окружает Луценко. К сожалению, лидеры-сопредседатели пока не догадались привлечь интеллектуальный и практический потенциал протестующих, ограничившись призывами к ночным дежурствам и обеспечению массовости.
Причина этого лежит на поверхности – для тех, кто собрался на Майдане, оппозиционеры никакие не лидеры, что подтверждают опросы протестующих, а, наряду с властью, еще одно предложение в тендере под названием «как нам обустроить страну». И тут при самом поверхностном взгляде, видно, что предложить оппозиции нечего. Она лишь надеется, что власть проиграет этот тендер, который мы объявили, утратив терпение, потому что ее – власть - уже просто ненавидят. Т.е. до рассмотрения предложений, по сути, дело не дойдет, и мы снова, как и раньше, выберем оппозицию, потому что это меньшее зло.
Настораживает также и желание разработать план, который будет "один для всех". Это уже не просто наивно, господин Кличко, это – глупо. То, что вокруг вас сотни тысяч людей разом откликаются на призывы и поют в едином порыве гимн своей страны, совсем не означает, что мы видим будущее одинаково. Нас в последнее время никто об этом не спрашивал, заметьте. Нам предлагали готовый выбор из популизма и еще большего популизма. Кто решил, что мы что-то выбирали? Мы мирились. Но вот настал час и мы не согласны больше мириться с популизмом, глупостью и бездарностью власти. У которой, кстати, тоже нет плана. И которая тоже мечтает придумать его - один на всех. Пока остановилась на дубинках и нищенском бродяжничестве, чередуя его с благодарными молитвами.
И у вас и у них с планом ничего не выйдет. Потому что мы разные. У нас разные ценности и разные интересы. У нас разные страхи и нас мучают разные кошмары.
У нас у каждого, по большому счету, свой план. И некоторые из нас лишь недавно начали осторожно об этом рассказывать, делиться своими планами и узнавать о планах других людей.
Понимание того, что мы можем договориться, уже приходит, но опыта такой договоренности еще мало. Мы хотим попробовать, но нам мешают те, кто уверен, что для Украины может быть только один план и уже начинают его воплощать в жизнь с исполнения гимна каждый час.
Наши планы станут реальностью, когда мы вернем себе возможность самим решать, как нам жить дальше и как свободные люди начнем договариваться друг с другом о будущем. Для этого мы и вышли на Майдан. А не для того, чтобы сменить таблички на кабинетах власти на "ваши звонкие имена", господа оппозиционеры.
Если вы, наши самозваные лидеры, с мандатами в карманах, хотите остаться в политике и мечтаете, как и мы, жить в новой Украине, то начните с того, чтобы дать каждому из нас шанс самим выбрать себе свободу. А не освобождать нас группами по 10 млн. Это не просто, так ведь мы еще и не начинали всерьез. Что мешает нам вместе начать уже сегодня?
Не думаю, что у меня в запасе есть набор простых решений. Я также уверен, что никто из вас, именующих себя политиками и депутатами, не хочет действительно что-то менять – всерьез и надолго. Но мы должны с чего-то начать – у нас просто нет другого выхода. У вас мандаты, у нас голоса – вот наше оружие и оно посильнее баррикад. Если знать, как им распорядиться. И хотеть этого.
Короче, как говорят студенты, заварившие эту кашу. Украине нужен новый закон о партиях.
Вы уже признали фактически, что ваши партии – фикция. Нам нужны настоящие партии, которые мы создадим сами. Дайте нам такую возможность – отвоюйте в Раде новый либеральный закон о партиях, который позволит создавать партии каждому, у кого есть идея и адрес электронной почты, а не деньги и блат.
Отвоюйте в Раде новый закон о выборах – только по партийным спискам и только открытым.
Это не план. Это всего лишь два требования, выполнив которые, вы оправдаете ваше предназначение в парламенте, а мы получим инструменты для того, чтобы, наконец, самим начать что-то решать в нашей стране. В этом мы вам поможем, можете не сомневаться. А дальше – уже каждый за себя. Завоюете доверие и сможете получить поддержку на новых выборах – вернетесь в Раду. Нет – не обессудьте. Пишите мемуары.
Ну вот. Я сказал то, что хотел. Для этого даже не надо было забираться на трибуну Майдана.
А теперь мы посмотрим, кто кого похоронит – вы наш протест или мы – вашу гнилую систему, именуемую в телевизионных передачах "большой политикой".