Мы решили проанализировать эти закупки детальнее.
Бесспорным положительным результатом работы ПРООН является тот факт, что все закупленные препараты имеют сертификаты качества ЕМА и/или FDA, что в украинских реалиях является единственной мерой защиты пациентов от препаратов сомнительного качества (которые, тем не менее, получили официальную регистрацию в Украине, и по новым правилам, могут закупаться международными организациями). Речь идет о выходе на торги препаратов, к качеству которых у пациентов есть серьезные претензии.
Самым печальным результатом перехода на новую процедуру, о котором почему-то все молчат, является катастрофическая задержка поставок препаратов для детей. Осенью 2015 г. пациенты выходили на митинг к МОЗ и предлагали вариант переходного механизма, предполагающего частичное финансирование экстренной закупки, поскольку уже тогда возникла острая нехватка препарата. Несмотря на устное обсуждение такой возможности с министром и его заместителем Шафранским В.В., это не было сделано. Поэтому, по состоянию на начало апреля 2016 г. дети не имеют препаратов, которые должны были получить еще в прошлом году. В ургентных случаях им предлагают вводить донорскую плазму и получаемый из нее криопреципитат – препараты, которые не проходят вирусную инактивацию. Общий кризис службы крови Украины, высокий процент инфицированных доноров, а также не всегда качественные тест-системы уже привели к инфицированию различными гемотрансмиссивными вирусами, по некоторым данным, до 85% взрослых пациентов с гемофилией (не говоря о 100% инвалидизации из-за отсутствия возможности домашнего лечения такими препаратами). Поколение детей, выросшее с 2006 г., имело шанс избежать этой участи, но впервые за последние 10 лет столкнулось с тотальным отсутствием препаратов.
Теперь о ценах. Одна международная единица (МЕ) активности фактора свертывания крови VIII (фактора VIII), принятая во всем мире как золотой стандарт при сравнении цен на эти препараты, обошлась бюджету Украины в $ 0,22, что является неплохим среднеевропейским показателем. В списке победителей просматриваются англоязычные компании.
Однако в сводной таблице, предоставленной ПРООН, фигурирует цифра 6 852 344,25 долл, с пометкой о том, что это без учета цены посреднических услуг ПРООН (GMS, general management support). Касательно полной стоимости, существует информация от БФ «Пациенты Украины» относительно полной стоимости контракта $ 7 302 885,88 (62 292 000 грн, курс 22,2). Таким образом, услуги ПРООН и логистика препаратов внутри страны составили $ 458 106,20, или 6,7%. Значит, стоимость 1 МЕ в лоте с наименьшей ценой фактора VIII (лот №5) составляет уже $ 0,24, а не $ 0,22 (табл. 1).
При сравнении цен препаратов, закупленных Минздравом и ПРООН, присутствует некоторая неопределенность, вызванная девальвацией курса гривны с того момента, когда Минздрав получил деньги на закупку препаратов (лето-осень 2015 г.), и фактической датой закупки (март 2016 г.). Так, Минздрав в конце 2015 г. покупал 1 МЕ фактора VIII по 6,14 грн (с учетом НДС, таблица 2). По курсу 22,2 это составляет $ 0,28, тогда как при сегодняшнем курсе 25 это составит $ 0,25, что близко к цене ПРООН.
Возможно, именно девальвация гривны привела к тому, что не было закуплено изначально запланированное количество препаратов (об этом сказано на официальном сайте ПРООН, как и о том, что ПРООН совместно с МОЗ сейчас ищет выход из этой ситуации).
При анализе остальных лотов можно обнаружить, что рекомбинантные препараты, получаемые не из крови пациентов, а поэтому более безопасные, но и более дорогие в большинстве стран (лоты 1 и 2, по $ 0,27 за 1 МЕ), в торгах в Украине оказались дешевле, чем большинство плазматических препаратов фактора VIII (лоты 3, 6, 7, 8, 9, 10, по $ 0,28-0,29 и даже $ 0,45 цента). Возможно, это следует трактовать как то, что для плазматических препаратов не удалось добиться такой же скидки, как для рекомбинантных.
По фактору IX для лечения гемофилии В – цена Минздрава в 2015 г. составила 5,47 грн за 1 МЕ, а цена ПРООН составила $ 0,28, что даже по курсу, применяемому в расчетах ПРООН (22,2), составляет 6,22 грн, а это уже совсем не экономия.
Ответы на многие вопросы можно получить, проанализировав список победителей тендера. Оказывается, в нем присутствуют широко известные в узких кругах «Людмила-Фарм» (20,1% всей суммы контрактов ПРООН, $ 1 374 663) и «Линк-Медитал» (37,9% всей суммы контрактов, $ 2 600 451.). На этом фоне темной лошадкой остается некая «Magnipharma LLC Latvia». Препараты свертывания крови в Латвии не производятся ли, зато эта страна известна удобством создания дочерних компаний (хотя она и не может сравниться с Панамой). При анализе препаратов, которые продает эта фирма, оказывается, что это – Октанат и Вилате, выпускаемые компанией Октафарма, ранее поставлявшиеся дистрибьютором «Фармадис», что позволяет сделать определенные предположения. Эта компания получила 36,8% стоимости всех торгов ($ 2 522 180), заняв почетное второе место (рис. 1).
Единственное отличие такого распределения победителей торгов, по сравнению с торгами Минздрава, это очень небольшая доля «Киевского фармпредприятия» (0,3%).
Основные ожидания общественности были связаны с надеждой, что ПРООН выйдет на прямые поставки товаров от производителей, ликвидировав маржу украинских дистрибьюторов, и соответственно снизив цену. Но этот очевидный механизм оптимизации торгов по какой-то причине оказался незадействованным. Только одна компания вышла на торги напрямую, а не через своих украинских дистрибьюторов – это компания Ново Нордиск, выпускающая препараты для лечения ингибиторной формы гемофилии, которая получила с 4,9% от всей суммы торгов (лоты 11-12). При этом, основная часть препаратов для лечения ингибиторной формы гемофилии (лоты 13-14) все же была закуплена у компании Линк-Медитал на сумму $ 1 328 860 (19,3% от всей суммы торгов).
Относительно дополнительных возможностей оптимизации бюджета, привлекает внимание тот факт, что номенклатура детских препаратов включает 15 наименований, тогда как для взросылх – всего 5 (таблица 2: фактор VIII, фактор IX, фактор VIII с фактором Виллебранда, эптаког-альфа активований, антиингибиторный коагуляционный комплекс и десмопрессин).
Конечно, это вопрос не к ПРООН, а к Минздраву Украины. Так, Всеукраинское общество гемофилии, да и министр Квиташвили, ранее предупреждали, что основная коррупция закладывается на этапе составления номенклатуры для тендерной документации, куда изначально закладываются ограничения для участников, по большей части заметные только специалистам. После этого уже не важно, кто проводит формальную процедуру торгов – Минздрав или международная организация. Складывается впечатление, что номенклатура детского тендера специально составлена так, чтобы аккуратно разложить все яйца в корзины проверенных дистрибьюторов.
Кроме того, это позволяет избирательно повышать цену на отдельные позиции. Так, цена плазматического фактора VIII, эффективность которого для лечения гемофилии А одинакова, составила $ 0,24, $ 0,28, $ 0,29 и даже $ 0,45 за 1 МЕ (лоты 3, 4, 6-10), тогда как добавление к номенклатуре конкретного соотношения фактора VIII и фактора Виллебранда (например, «1:0,75» или «1:1») сразу ограничивает потенциальный круг претендентов на данный лот. При этом, такие конкретные соотношения не прописаны ни в одном клиническом протоколе ни одной страны, ни в рекомендациях Всемирной федерации гемофилии. Когда 21.07.2015 г. на заседании номенклатурной комиссии МОЗ представители Всеукраинского общества гемофилии сообщили об этом ее председателю, Перегинцу И.Б., он объяснил это тем, что в Украине не могут применяться международные нормы, поскольку необходимо оптимизировать бюджет (!). С этой целью, очевидно, и были закуплены препараты по лотам 8 и 9 по цене в 2 раза выше, чем остальные плазматические препараты.
Таким образом, данная номенклатура была утверждена большинством членов комиссии вопреки зафиксированному особому мнению представителей пациентов. Сразу после ее принятия пациенты предлагали автору пари, что возможно предсказать конкретного производителя, который будет закуплен по лотам 6, 7, 8 и 9, что и подтвердилось при оглашении результатов ПРООН. Также отметим, что ровно то же самое происходит прямо сейчас (апрель 2016 г.), поскольку работа номенклатурных комиссий Минздрава по закупкам на этот год уже началась.
В номенклатуре особняком стоит лот 15, выделяясь как самой скромной ценой за 1 флакон, так и малым количеством бюджетного финансирования. Это десмопрессин, синтетический аналог гормона вазопрессина, который используют для лечения легкой и средней формы гемофилии и некоторых типов болезни Виллебранда. Препарат внесен в Перечень основных лекарственных средств ВОЗ, однако в Украине практически не используется. Складывается впечатление, что специалистам МОЗ не выгодно закупать такой дешевый препарат, однако появление десмопрессина в номенклатуре, и увеличение его доли по сравнению с торгами МОЗ для взрослых (с 0,04% до 0,26% от общей суммы торгов) – это однозначно достижение.
Итак, общее распределение победителей:
Как видим, качественного изменения состава бенефициаров по сравнению с торгами прошлых лет не произошло. Это делает возможным предположить старый добрый «джентльменский договор» между тесным кругом дистрибьюторов, который, однако, ПРООН удалось в некоторой степени обойти. Так, впервые за всю историю торгов в Украине, очевидно, заподозрив неладное, ПРООН запросило у Всеукраинского общества гемофилии референсные цены на подобные препараты в Европе (то, что ПРООН закупает препараты против гемофилии, является мировым прецедентом, поэтому организация была не знакома с данным классом препаратов). Эта информация, очевидно, способствовала более продуктивному процессу торгов.