Мировые рынки сейчас торгуются на новостях из Украины и Китая. Причем вести из последнего бьют в основном по рынку сырьевых товаров, оказывая давление на руду, металлы и, что самое важное, нефть. А тут еще и США провели показательную продажу нефти из своих стратегических запасов. Вроде и пустяк, но пустяк показательный. Который увел котировки WTI ниже 100 долларов. И, кто знает, может запустит волну спекулятивного давления, которая легко сметет колоса на нефтяных ногах. Именно российский рынок сейчас оказался финансовым эпицентром противостояния. К резким движения японцев все привыкли, Китай вроде и пугает, но сам пока не сильно боится, а вот для России локальный конфликт в Крыму является глобальным. И бьет по всем болезненным точкам даже до введения санкций. По крайней мере до публичных официальных санкций. Ведь, разве можно назвать санкциями, отказ крупнейшими мировых фондов покупать российские активы или сокращение лимитов западных банков на российских клиентов. Или арест одного украинского олигарха, который как назло слишком много знает про газовые схемы. Это еще не санкции, спросите у Ирана, они знают. Так что пока российские биржи ушли на локальные минимумы, которые в скором времени грозят превратится в глобальные. Американский же индекс S&P500 лишь в четверг наконец скорректировался чуть более чем на 1% до 1846 пунктов, но продолжает оставаться не далеко от исторических максимумов.
В такой ситуации не хорошо конечно и украинским активам. Волну среднесрочного позитива, на фоне адекватного правительства, в котором люди свободно говорят на английском и их не стыдно показать на приличном мероприятии, готовности всех ключевых игроков финансового поля помогать Украине (США, ЕС, Всемирный Банк, ЕБРР, МВФ), а также видимая готовность проводить реальные реформы, пока перекрывают танки на северо-восточной границе страны. Трудно представить, где бы сейчас были котировки украинских еврооблигаций или акций, если бы не весеннее обострение давних болезней в Москве. Но это не имеет отношение к экономике, скорее медицине. И пока танки на границе, а солдаты в Крыму, давление на котировки сохраняется. Впрочем, говорить и резком падении еврооблигаций тоже не приходится, ведь в цене украинских бумаг уже зашито слишком многое. Длинный конец кривой по-прежнему лежит выше 10%, немного выше. И ждет команды. Которая поступит, даже если кризис в Крыму перейдет из острой фазы в тлеющую, ведь как ни парадоксально это не звучало, для Украины кризис тоже носит локальный характер. Но пока накапливаем позитив, который может привезти к еще одному потрясающему ралли, если его не собьёт на взлете шальная пуля или крылатая ракета.
На внутреннем рынке гривна приближается к 10,0. Уровню, который судя по всему должен стать равновесным на ближайшее время. Этот уровень и психологически приятен, и эстетически. Да и простоту расчетов еще никто не отменял. А теперь будет очень просто переводить все в доллары. Стабилизация гривны позволит вывести из комы рынок облигаций. Пока же Минфин вынужден дорого платить за короткие бумаги, размещая под 14% ОВГЗ с погашением в июне. К тому времени Украина уже начнет получать помощь как МВФ (в этом теперь нет сомнений), так и других доноров. Главное будет теперь не профукать эти деньги на золотые батоны, которыми потом трудно гасить облигации. Причем в первую очередь на внешнем рынке. Их будет трудно провести по бухгалтерии Franklin Templeton.
Украинский рынок акций последние 2 недели падает, нивелируя свой 25% рост после бегства Януковича. Утро пятницы рынок индекс УБ начнет на отметке 1001 пункт. Под давлением все тех же танков. Так что экспирация в понедельник обещает быть веселой. Впрочем, как всегда. Довольно резкое падение его было продиктовано все теми же причинами весеннего обострения, которое отключило рациональную логику. По этой логике никто не будет начинать заварушку и вводит войска, управляя сырьевой банановой республикой, зависимой от внешних финансовых рынков. Но решения уже приняты и мы пожинаем их последствия. Что же, все что не убивает нас, делает нас сильнее. И если наш северный сосед не даст заднюю и пойдёт до конца, признав референдум, то Москве уже никогда не стать финансовым центром. Но почему бы тогда не стать им Киеву, который может стать якорным городом для всего региона.
P.S. “An optimist is the human personification of spring.” Susan J. Bissonette