Нет нет, само собой этого внимания предстоящие Игры уже удостоились в достаточной мере. Во всех офисах от Нью-Йорка до Киева вот уже неделю все обхохатываются над фотками унитазов-тандемов, сочинского английского и многого много другого. Надо отметить, что у россиян с Олимпиадой получилась та же лажа, что и Украины с Евро-2012. Нет нет, откатно-тендерная часть прошла совершенно по плану, подкрепив желание украинского руководства организовать зимнюю Олимпиаду во Львове. Или даже перевыполнив план, с чисто русской душой, ведь стоимость сочинской зимней Олимпиады превышает затраты на все предыдущие зимние Олимпийские игры.
Но вот со второй целью Олимпиады получился прокол. Ведь Игры и Чемпионат Европы по футболу проводят не для того, чтобы осчастливить жителей городов спортивными событиями недалеко от их дома (счастливы только собственники борделей и пивных) и завоевать больше медалей. Это свое рода пред-продажная подготовка страны, призванная улучшить внешний имидж, привлечь в будущем туристов и инвесторов. А для этого нужно создать позитивный информационный фон еще до мероприятия, чтобы приезжающие журналисты не выискивали баги, а готовились восхищаться. Если же перед этим устраивать репрессии или бороться с геями, то получается ровным счетом наоборот. И выходит, что эмитент едет на роад-шоу и объявляет о размещении как раз в тот момент, когда председатель правления замешан в сексуальном скандале, розничное подразделение обвиняют в использовании детского труда, а конкурент подает в суд в рамках патентного спора. В общем, с таким лицом денег не дадут.
Но это все национальные особенности. Которые давно учтены в рейтингах, доходностях и легко и отслеживаются по графикам фондовых рынков. Конечно же, случаются и обидные вещи, когда меркантильные буквоеды отказываются признавать достижения правительства и те самые нерациональные особенности. Вот и на прошлой неделе рейтинговое агентство Moody’s понизило рейтинг Украины еще на одну ступень. Минфину наверное надо уже не просто обижаться, а подать в суд на пару сотен миллиардов, используя опыт итальянских товарищей. Которые заявили, что недалекие рейтинговые агентства при оценке кредитоспособности Италии не учитывают великолепную природу, историю и культурное наследие страны. Все это перебил один лишь Берлускони.
Вполне логично вспомнить, что в случае с Украиной тоже перебивается трипольское наследие, прекрасные черноземы и казацкая вольница. А еще мы поем хорошо. И это совершенно не отражается в рейтингах и доходностях украинских еврооблигаций. Их цены продолжают снижаться, начиная с того момента, как на Грушеского загорелись первые шины, и теперь всего на несколько пунктов превышают уровень середины декабря. В эти несколько пунктов пока входит и надежда на новые русские деньги и призрачные шансы получить деньги американские. Повторится ли история и привезет ли украинская делегация из Сочи еще пару миллиардов пока судить трудно. Просто не лишним помнить, что история повторяется дважды, но второй раз как фарс.
В Украине же основные события разворачивались на межбанковском валютном рынке. То, о чем так давно говорили большевики… В общем, гривна начала падать. НБУ начал с этим бороться. Причем на протяжении недели использовалось две разные тактики. Первая состояла в том, что НБУ регулярно выходил с интервенциями и также регулярно удовлетворял менее 5% заявок. Все это сопровождалось диким объемом торгов на межбанковском рынке и полным непониманием происходящего со стороны большинства участников рынка. Которым, видимо, еще учиться и учиться. Причем не экономической науке, а схематехнике. В общем, старожили вспомнили 2008 год и начали приглядываться к банкам. Когда же курс подошел к отметке в 9,0, и даже ненадолго прорвал рубеж, регулятор включил серьезные меры. Уж точно не скажешь, сколько сот миллионов долларов было сожжено за один день, но ясно, что больше жечь нечего. Как поведал Интерфакс, резервов еще на начало февраля оставалось не более чем 17,75 млрд. долларов.
Это вынудило Нацбанк к серьезному разговору с банкирами, которых пообещали бить, может даже ногами (фигурально выражаясь, конечно), если они будут «шалить». Ну а потом в дело пошли административные меры, призванные защитить новый уровень курса в 9,0. То, что надежды на защиту 7,99 уже нет стало ясно, когда ночью, без объявления чрезвычайного положения, Нацбанк изменил официальный курс гривны на 8,7.
Административные меры НБУ тоже заставили вспомнить 2008 год. И их эффективность. Стряхнув пыль с одной из старых «постанов», регулятор выдал ее снова. Попросту отменив межбанковский рынок. Иначе охарактеризовать требование Т+6 по доллару трудно. Отдельный привет рынку NDF и инвесторам в валютные ОВГЗ. Там было еще много чего, приближающее Украину то ли к Венесуэлле, то ли к Беларуси. Сколько дней это подарит пресловутой стабильности предсказать трудно. И даже теоретические 2 млрд. долларов могут уйти как в песок. Немного продлив процесс. Но не бесконечно. В конце концов из букв, описывающих текущей состояние экономики Украины, слово «вечность» не сложишь.
Все прочие события на фондовых рынках Украины были мелкими и незначительными. Минфин пытался занимать на локальном рынке, но у него ничего не выходило. Что логично, потому что трудно одной рукой забирать ликвидность, воюя за пресловутую валютную стабильность, а другой пытаться привлечь деньги. Это как пытаться одновременно спасти один из банков, давая ему неограниченный рефинанс, а с другой остановить отток депозитов из системы и спрос на валюту на межбанке. А индекс УБ даже демонстрировал умеренный рост и откроет пятницу на отметке 897 пунктов. Правда, растет в гривневом эквиваленте. Но покупки есть, да и быть пессимистами все уже очень устали. В конце концов, ужасный конец гораздо лучше, чем ужас без конца.
P.S. “Live, travel, adventure, bless, and don’t be sorry.” Jack Kerouac