На честном слове и на одном крыле

Сотни поколений украинских студентов знали, что «сдал Сопромат – можно и жениться». Теперь они будут знать, что путь к счастью лежит через IPO. По крайней мере, они про это точно узнают, если зарегистрированы в Фейсбуке, а поймут – если не принимали участие в самом размещении.

Фото: mindshift-media.blogspot.com

Последнее прошло в стиле украинских IPO в Варшаве, когда наивные польские пенсионеры скупают украинские агрокомпании по ценам, которые кажутся заоблачными уже на второй день торгов. Вот так и Фейсбук, размещение которого угораздили назначить на локальное дно рынка, разместился по высшей границе поднятого ценового аукциона только лишь для того, чтобы потом беспечно падать по 10% в день. Но это отдельная история, по мотивам которой еще снимут фильмы, напишут книги и проведут пару сотен судебных заседаний.

А жизнь на мировых рынках бурлит и без привлечения виртуального мира. Реальность продолжает держать в напряжении, подарив начало большой игры – такой себе покерный турнир, в который в качестве зрителей вовлечены практически все люди в мире, хоть немного интересующиеся экономикой. Прошлая пятница все-таки стала локальным пиком греческого пессимизма. И вот уже неделю все мировые лидеры, финансовые гуру и домохозяйки обсуждают, что же делать с Грецией и делают ставки на дату ее выхода из зоны евро. Страна с населением в 10 млн. человек в который раз держит за что попало не только всю Европу (600 млн. человек), но и даже такие отдаленные уголки мира как Южная Корея, Бразилия, Украина.

Американский рынок бросает из жара в холод, стоит лишь какому-то очередному греческому проходимцу заявить, что он слышал, как уборщицы, выходящие из здания правительства, обсуждали план выхода Афин из еврозоны. Но при этом и индекс страха VIX немного снизился (21,5), а индекс S&P500 умудрился четыре дня подряд закрываться в положительной зоне, как бы ни носило его на протяжении дня. Падать уже вроде и не пристало, тем более, такой плохой для суеверных торговцев май уже подходит к концу, но расти не дают сплетни. Почему-то люди допускают, что Греция, во-первых, сама окажется достаточно глупой, чтобы попытаться выйти из Евро. Ну а во-вторых, что ее кто-то отпустит. Через пару лет, когда ситуация нормализуется и мир будет на полных парах мчаться к следующему кризису – пожалуйста. Еще сама Меркель придет и попросит на выход. А пока все висит на волоске, никто никуда не идет. И игра продолжается. Этот тайм закончится только 17 июня, когда изобретатели демократии греки придут выбирать себе очередное светлое будущее.

Украинцам это счастье предстоит немного позже. И, похоже, до того как они это сделают (выберут себе 450 счастливчиков, борцов и боксеров) мало что будет происходить на фондовом рынке Украины. Вот и рынок облигаций вторую неделю подряд никто не может найти. Вот вроде и был он в конце апреля, а пришел май – и нет никого. По рынку носятся сплошные продавцы, сталкиваясь лбами и продолжая искать хоть кого-то, кто хочет купить. Само же правительство продолжает носиться с идеей продать народу государственные облигации.

Последние пару недель на первичном рынке мало кто из профессиональных участников рынка приходил на аукцион, еще больше раззадорив Минфин с его идеей-фикс. Матрасы бабушек, дедушек и офисных работников среднего звена, конечно, влекут чиновников, тем более, что юридические лица и так уже заплатили налоги на пару лет вперед. Но никто еще не объяснил, почему люди, не доверяющие государству, должны вдруг доверять его отдельным обязательствам. Хотя такая идея уже активно витает в воздухе, материализовываясь на рынке корпоративных облигаций в виде появления ковенант при локальных выпусках. Более того, некоторые рейтинговые агентства даже устанавливают рейтинг эмиссии выше, чем рейтинг эмитента, именно благодаря наличию ковенант.

И даже если оставить в стороне вопрос о том, что в на просторах нашей Родины еще никто не видел механизма исполнения этих ковенант, а даже если его и изобретут – отдельный вопрос, как это все будет воплощено в жизнь. Понять физический принцип роста рейтинга выпуска в данном случае пока не удается, но данное открытие открывает путь к получению Украиной инвестиционного рейтинга и создания вечного двигателя. Ну и, конечно, к продажам физическим лицам хоть немного ОВГЗ.

Другие сейчас не берут, скорее всего, потому, что сильно переживают за судьбу гривны. Нет, они в принципе всегда за нее переживают, особенно последние 4 года, но после проделок некоторых товарищей на межбанке за последнюю неделю испугались еще больше. Будем надеяться, что все дивиденды уже выплачены, а 700 млн. грн. плюс проценты с последнего погашения ОВГЗ полностью конвертированы. В любом случае, по итогам мая советникам НБУ предстоит несколько неприятных минут при объяснении динамики резервом НБУ. Впрочем, все идет по плану, тем более вопрос с кредитом ВТБ, похоже, наконец решился. Правда, до сих пор не очень понятно, как он решился, ибо Минфин хранит гробовое молчание, ВТБ само собой тоже, а комментаторы этой темы все никак не сойдутся во мнении, что же будет отдано банку взамен – то ли еврооблигации, то ли локальные бонды, то ли душа. Хотя зачем инвестиционным банкирам чья-то душа, не очень ясно, им-то и до своей дела нет, некогда.

И пару слов о рынке акций. Чем дальше, тем меньше слов можно найти. Хотя нельзя не отметить, что последнюю торговую неделю рынок пробовал сопротивляться, что особенно хорошо было видно по динамике фьючерса. Осталось выбрать, что мы наблюдаем, трепыхающегося в болоте лося, которого с каждым движением затягивает все глубже в топь, либо лягушку в кувшине, взбивающей сметану. Пока что украинский фондовый рынок больше напоминает болото. Тем более, что он попал в замкнутый круг: без денег нет роста, а деньги не приходят, пока не начинается рост.

Впрочем, раньше ему как-то удавалось выбираться из таких неурядиц, но предсказать момент, когда он начнет это делать, не представляется возможным. В украинский рынок можно только верить. Равно как можно только верить во второй уровень пенсионной системы. В этот раз его запуск благополучно перенесли на 2014 год. А учитывая, что на этот же год обещана и контрактная армия, не трудно предположить, что все эти обещания пишут в отделе фантастики. А мы с ним на разных этажах. Так что верить, что длинные деньги нас всех спасут, совсем не приходится. Ждем внутренних резервов. Кто знает, может какой-нибудь Коля Шепетовский решит продать свои часы и фамильное серебро, чтобы поиграть на досуге на УБ. Думается, этого бы хватило.

А пока трепыхаемся в районе 1050 пунктов и играем в футбол. Полуфиналы кубка украинской биржи подарили надежду на то, что рынок еще жив. Участники рынка дружно одолели команды комиссии, и в воскресенье, в финале, мы увидим битву Конкорд-Ивекс. Так что будет праздник, сначала футбола, потом сотрудника фондового рынка. В этом году Украинская Биржа решила отпраздновать день работника фондового рынка уже 1 июня, за 12 дней до календарного события. Видимо, решила не смешивать грешное с праведным и не конкурировать с Евро-2012, либо потому что боится, что к 12-у июня фондового рынка не останется вовсе. Выбор остался у поклонников облигационного рынка, которые могут отправится на Конгресс Сибондс в Ялту. В общем, «Ми тікаємо від Евро».

Сергей Фурса Сергей Фурса , Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram