Несмотря на то, что в Конституции (ст.1) прописано, что Украина – социальное государство, с каждым днем мы все больше отдаляемся от заявленного принципа. Это четко прослеживается на примере принятых совсем недавно пенсионной и медицинской реформ.
Особенно неоднозначно это выглядит когда подобные новации подаются как благо или как справедливость. Реальное же положение дел свидетельствует о том, что государство де-факто уменьшает свои издержки, перекладывая их на плечи простых граждан, которые не имеют достаточных доходов чтобы с этой нагрузкой справиться.
Т.е. в реальности это выглядит следующим образом: государство не создает (или очень плохо с этим справляется) условия для экономического развития, инвестиций, мелкого бизнеса, правосудия… т.е. всего того, что может стать условием экономического развития и реального роста благосостояния. Не создает новые предприятия, промышленные объекты, не инвестирует в новые отрасли, рабочие места, доходы населения. Тем не менее, активно перекладывает издержки на самих людей, которые, в силу того что государство не предпринимает, не имеют возможности их оплачивать.
Возьмем, например, пенсионные новации. С одной стороны, они преподносятся как реализация справедливости относительно пенсионеров с большим стажем работы, которые исправно делали отчисления в пенсионный фонд и, как следствие, должны получать адекватную пенсию.
Но, с другой стороны, поколение украинцев, трудовая жизнь которых выпала на девяностые (и не только) годы, вряд ли смогут претендовать на какое-либо пенсионное обеспечение в старости. И прямой их вины в этом тоже нет. Потому что многим приходилось работать нелегально, многие вообще долгие годы безуспешно пытались найти себе хоть какой-то источник средств для существования. Особенно это касается малых городов, сел, где жители не могли найти работу в силу закрытия предприятий, колхозов и т.п.
Та же проблема и с трудовыми мигрантами. Миллионы украинцев разъехались в поисках работы во все стороны света. Они зарабатывали, содержали свои семьи в Украине. Работали нелегально, а те кто официально - платили налоги в пенсионные фонды других стран.
Украинское же государство предпочитало занимать позу страуса. Как бы не замечая всего этого. Не создавалась инфраструктура для частных пенсионных фондов, не предпринимались усилия по недопущению теневого трудоустройства. Галопирующая же инфляция, банкротства банков сводили на нет любые попытки рядового гражданина самостоятельно хоть как-то собирать себе деньги «на старость».
А сегодня, одномоментно, государство заявило, что они не получат пенсию. Ведь 35 лет страхового стажа у этих людей на момент выхода на пенсию никак не насобирается. При всем их пламенном желании. Т.е. под соусом реализации справедливости, государство стало лоббистом глобальной несправедливости по отношению к целому поколению своих граждан.
Нечто подобное происходит и с медицинской реформой. Страховая медицина не работает, от бесплатной медицины (кстати в нарушение 49 ст. Конституции) фактически отказываются, либо она сводится до уровня «помазать зелёнкой». Уровень дохода (напомним, минимальная зарплата в стране 3200,00 грн., минимальная пенсия 1452,00 грн.) совсем не будет благоприятствовать тому, что человек сможет претендовать на сколько либо серьёзную медицинскую помощь.
Внедряя эти и подобные им (например, в сфере ЖКХ) новации, государство заняло позицию навязывания своей воли, фактически противопоставляя себя населению. Но могло бы и должно было предложить диалог. Например, снимая с себя социальные обязательства, одновременно уменьшать налоговое бремя. Иначе получается парадоксальная ситуация – налогов ты платишь столько же (или даже больше), а услуг за них получаешь с каждым днем все меньше и меньше.
Кроме несправедливости, такой подход убивает у людей мотивацию вообще платить налоги и делать социальные отчисления. Человек начинает считать: раз мне при нынешних условиях не «грозит» пенсия, более-менее нормальное медицинское обслуживание и социальная защита, то зачем мне вообще продолжать платить государству?!
Т.е., по большому счету, в стране происходит не просто нарушение закрепленных Конституцией норм и ликвидация социального характера государства. Происходит своеобразный демонтаж всего государства. Причем демонтаж без диалога с населением по поводу новых условий его учреждения. А это чревато новыми всплесками социальных протестов, либо массовым исходом активного трудоспособного населения.