Мне жаль девочку, которую заставили выйти за мента (вне зависимости от возраста и национальности) - но мне действительно непонятно, отчего весь шум вокруг одной скромной свадьбы в обществе, где любой разговор о правах женщин, по моим наблюдениям, встречает комментарии, приблизительно: в 20% в виде подшучивания, в еще 70% - полного игнорирования. И это я сейчас - об обществе, которое считает себя интеллектуальным и продвинтутым и либеральным, что уж говорить о простых рабочих людях без подобных претензий.
Я не открою тайну, если скажу, что мусульманские девочки каждый день выходят замуж по согласованию родственников, а вовсе не по своему желанию/любви. Их выдают замуж за потенциальных дедушек и прадедушек (47 для жениха – это еще ничего) - за материальные блага. И потом они всю жизнь ходят в своих чадрах, не способные контролировать, сколько детей рождать. Не могут голосовать на выборах, говорить в суде и водить машину.
Мою знакомую в современной туристической Турции во время отдыха пытались похитить ночью, запихнуть в машину и продать в сексуальное рабство.
Да что там мусульманские обычаи? Украинские, российские, европейские девочки (несовершеннолетние, да) каждый день подвергаются насилию со стороны, условно говоря, ухажеров только по банальной причине типа: "А что тебе в девках всю жизнь ходить?". Множество молодых девочек теряют девственность не по собственному решению, а по настоянию парней, которым неймется. Психологические «шрамы» от этой логики остаются на всю жизнь.
Больше того: множество девочек 17-20 лет добровольно идут на панель - посмотрите на Проспект Победы возле КПИ. Немало девочек в нежном возрасте спят с богатыми «папиками», не расписываясь – за подарки и деньги, и это даже не считается проституцией.
Но когда мы пишем или заводим разговор о сексизме, о пренебрежительном отношении к женщинам в обществе, о прижившемся даже в женской среде унизительном словечке «телочка» (ау, проект «Медуза», сегодня обличающий чеченский брак, а несколько недель назад «подколовший» Бэллу Рапопорт, которая заявила о правах женщин в неудобном контексте); о том, что удел женщины – непременно варить борщи и растить детей (и лишь в перерывах между этими важными делами она может, так и быть, поработать - если сильно хочется); о том, что измена якобы возможна для мужчин, в то время как для женщин она – табу; о том, что 80% женщин симулируют оргазм в постели - непременно нарываемся на волну негодования и троллинга со стороны не только мужчин, но и самих девушек, причем молодых и с виду довольно продвинутых. Как минимум одну мою приятельницу избивал муж в течении многих лет семейной жизни, чуть не доведя до самоубийства, а вторая призналась, как шла в ЗАГС со слезами на глазах, потому что родители настояли на ее замужестве после беременности. Много украинок живет с такими проблемами рядом с нами.
"Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза; и тогда увидишь, как вынуть спицу из глаза брата твоего", - учил Иисус Христос, но мы его не слышим до сих пор.
Мы даже не признаем собственного ежедневного одобрения сексизму и не замечаем его, но кричим на весь фейсбук «Ай-ай-ай» одному довольно стандартному чеченскому бракосочетанию, сейчас я вам открою тайну - только потому, что это произошло в России. И из-за предшествующей свадьбе статьи в «Новой газете», и очередного мерзкого сюжета «Лайфньюс», где улыбчивая журналистка вытягивает из невесты признание в «счастье».
Если мы исходим из предположения, что Луиза знала свои права, но на нее надавили, и она сказала «да» - то эта девушка добровольно решила не сопротивляться злу. Наверное, это не повод разводить скандал из серии: «Посмотрите, что творится!», - каждый ведь самостоятельно решает за свою жизнь, и иногда люди заключают браки по расчету. Мы не знаем, каким образом ее заставили так поступить, свечку никто не держал– может, ей за это «да» что-то пообещали, и оно ее устроило. Пока у нас нет признания самой девочки, что ее заставили под дулом автомата – это не имеет смысла.
Если же мы исходим из того, что сельская девушка Луиза со скромным воспитанием ни о каких правах не знала – это означает укор нашему современному обществу: мы слишком мало об этих правах говорим, пишем, кричим.
Все это я пишу, безусловно, не для того, чтобы сказать, что свадьба – якобы правильная и заслуживает одобрения. Конечно, это дикое, дремучее средневековье. Но такие и гораздо худшие проявления сексизма происходят постоянно, рядом с нами, с нашего молчаливого согласия.
Давайте признаем это и начнем бороться – не для того, чтобы повозмущаться в духе «чо там у путена», а потому что нам хочется жить в цивилизованном обществе с соблюдением прав всех групп людей.
Если нам этого действительно хочется.