Чиновники спасают те интересы, которые зафиксированы в оффшорах

Наша финансовая система быстро выходит за пределы устойчивости, и мы, налогоплательщики, вряд ли сможем расплатиться по долговым обязательствам государства. Поэтому у нас всё больше и больше долгов, всё больше и больше гривневых эмиссий.

Фото: Макс Требухов

Именно этим объясняется резкое сокращение ВВП в долларовом эквиваленте (в 2013г. – около $176 млрд., в 2015г. – ожидается на уровне $80 млрд.), зато денежная масса растет с опережающими темпами. По данным НБУ, в Украине сейчас всего в обращении находится 92 млрд. наличной иностранной валюты, это без учета 283 млрд. наличной гривны. При этом на депозитах в банках хранится денежных средств на сумму 184 млрд. гривен и около 12 млрд. долларов США. В последнее время просто резкий скачек; как говорят математики, эмиссия гривны, как система, вошла в режим с обострением, за которым лишь один результат – саморазрушение. В самом деле, люди сильно напуганы, и скорее побежат скупать наличные доллары, чем размещать депозиты в гривне в банке. И очень жаль. Вот это действительно реальная проблема для экономики Украины. И все финансово состоятельные граждане очень внимательно, предельно внимательно в ближайший месяц - полтора будут следить за курсом «американца», потому что мы находимся на той грани, перейдя которую, мы столкнемся с новым и более мощным витком девальвации.

К тому же, май – это месяц активной негативной динамики развития бизнеса, вернее, его дальнейшего сжатия. В этот период после длительных майских праздников основные макроэкономические показатели снижаются, и в скором времени это неминуемо отразится на реальном секторе экономики Украины в виде новой волны банкротств и убытков предприятий и банков. Поэтому в этом мае не стоит рассчитывать на новые перспективы или позитивные перемены.

Не буду спорить, что есть личная позиция А.Яценюка, за которую его можно критиковать или хвалить, а есть объективная ситуация в экономике Украины. К примеру, если машина уже летит под откос, то от водителя еще многое зависит: он может врезаться в дерево, а может попытаться его объехать. Но само движение под откос никуда не денется. С этой точки зрения уже и надо смотреть на происходящее. Судите сами, у нас по итогам прошлого года одни из самых высоких в мире уровней инфляции и безработицы. Впереди только Венесуэла, Аргентина и еще какая-то африканская страна. И можно уже говорить о деиндустриализации страны. А мрачные макроэкономические показатели, по-моему, уже никого не смущают. Разве что экс-народного депутата Анатолия Гриценко, который обратился ко всем ветвям власти остановить распродажу оставшегося фамильного серебра, т.е. приватизацию за бесценок стратегически важных госпредприятий.

Действительно, в ожидании масштабной приватизации-2015, думаю, всё больше и больше будут подниматься в нашем обществе вопросы о легитимизации массовой приватизации в Украине в лихие 90-е и нажитых в те годы капиталов. Эти справедливые вопросы еще долго будут мучить наших граждан. И вчерашняя ситуация в Верховной Раде не только не добавляет ничего к этой легитимизации, а, наоборот, только убавляет.

Кто-то может мне возразить, дескать, сгущаю краски. Хорошо, давайте представим, что Кабмин А.Яценюка вдруг отчетливо понял, что и дальше, например, с такими темпами работать эмиссионному печатному станку просто нельзя. Они всех нас загоняют в тупик, что, наконец-то, они поняли, что своими действиями только ускоряют падение спроса и производства. Соответственно сжимают экономику и, как следствие, быстро растрачивают доверие граждан, инвесторов и кредиторов. А дальше – дефолт.

И вот теперь закономерно поставить вопрос: «Кабмин откажется от действующей экономической модели?». Мой ответ такой. В рамках сегодняшней системы власти – это вряд ли осуществимо. По очень простой причине. Обслуживанием внутреннего и внешнего госдолга страны занимается система вчерашних инвестбанкиров (они же сегодня министры и руководители госрегуляторов). Эта же система контролирует сейчас и экономическую политику Украины, и опять же чиновники спасают не кошельки граждан, а те интересы, которые зафиксированы в оффшорах.

Размышляя над этими проблемами после длительных майских праздников, как-то всё чаще в памяти стали всплывать воспоминания о давней первой поездке в Вашингтон, когда впервые узнал, что эта уникальная американская нация очень сильно объединена мощной идеей – они очень хотят работать. К своему стыду, узнал, что они хотят работать намного больше, чем мы, европейцы. Лично убедился, американцы работают с раннего утра до позднего вечера. Где самый большой рабочий день? В США. Где самые короткие отпуска? В США. И эта объединительная идея очень сильно двигает страну вперед. Люди хотят развиваться. А какая объединительная идеология у наших людей? И это при том, что производительность труда у них на сопоставимых с нашими предприятиями в 8-12 раз выше, чем у нас. И потребление, извините, более чем в 10 раз выше, нежели в Украине.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram