20 февраля Украина впервые отметила День социальной Справедливости. Вопрос: кто-нибудь что-нибудь подобное слышал в этот день?
Ни в этот, ни в другие у нас так не говорят. Не принято.
В Украине справедливость близка к анафеме. Как накануне в интервью выразилась Елена Бондаренко: «Я верю в один библейский тест. Там, где взывают к справедливости, ищите дьявола.» И хотя в Библии ничего подобного нет, Бондаренко, которую с некоторых пор можно причислить к штатным оракулам ПР, в очередной раз напророчила, так, что впору обижаться не только ВВ, но и Папе всея регионов Украины Януковичу. Ведь это он своим указом подарил Елене Бондаренко и всем нам День социальной справедливости, «З метою привернення уваги суспільства, органів державної влади, органів місцевого самоврядування, суб'єктів господарювання, громадських організацій до вирішення питань соціальної справедливості та необхідності спільної побудови в Україні суспільства соціальної справедливості та активного впровадження в життя політики і стратегії, спрямованих на її забезпечення».
Традиция бороться высочайшими указами с язвами общества – давняя и насчитывает не одного правителя. Типичный образчик – Виктор Федорович Янукович, который первым же указом на посту президента Украины победил бедность.
Тогда 26 февраля 2010 года на второй день после инаугурации президент пафосно рапортовал: «Только что я подписал указ, направленный на борьбу с бедностью. Я обещал людям, что сделаю все, чтобы установить справедливость в это очень трудное для страны время. Чтобы поднять уровень зарплат и пенсий, и сегодня я сделал это. Этот указ я подписал первым».
Как мы теперь знаем, результат этого и подобных заклинаний нулевой, что однако не мешает президенту и поныне штамповать их как горячие пирожки.
04.10.2011 с президентского конвейера сошел указ № 1021/2011 «О Дне социальной справедливости».
20 февраля власть напомнила о своем лицемерии. И все бы ничего, нам не привыкать, не впервой, да беда в том, что оппозиция, вкупе с гражданским обществом, ровно так же не впервой напомнили о своей политической неадекватности.
13 февраля, за неделю до Дня Справедливости, я разместил в нескольких популярных гражданско-активных ФБ-группах информацию о предстоящей дате со сноской на указ президента. Заканчивалось сообщение так: «20 февраля Янукович и банда назначили нам праздник Справедливости. Таким образом в следующий понедельник у всех граждан будет официальный повод напомнить власти о ее лицемерии».
Ничего, кроме десятка «лайков» и нескольких дежурных комментариев это напоминание не собрало. Один неравнодушный написал: «Как-как? "День паханского благоденствия"?». До последнего, не хотелось верить, что так и будет. Однако чуда не случилось, слова о «паханском благоденствии» оказались пророческими. Никто, я подчеркиваю, никто, ни гражданские активисты, ни радетели народа оппозиционеры-демократы (на партийных сайтах о дате не слова – сам проверял), вплоть до вечера 20 февраля не вспомнили о Справедливости. Исключение – КПУ и СПУ, но и те отмечали как-то вяло, по инерции. Социалисты поставили «галочку» у себя в новостях, а коммунисты постскриптум 23-го разместили отчет о немногочисленной акции в Кременчуге.
Отличились профсоюзы. Федерация профсоюзов Украины совместно с обл. и горадминстрациями провели по всей стране конференции и круглые столы, посвященные Дню социальной справедливости. Центральным мероприятием стало заседание Национальной трехсторонней социально-экономической рады. В президиуме заседали три сопредседателя Национального совета: от профсоюзов – председатель ФПУ Юрий Кулик, от правительства – вице-премьер Сергей Тигипко, а прямо по центру под эмблемой ФПУ (вот она, настоящая близость к трудовому народу!) – председатель Национального совета, глава Федерации работодателей Украины, владелец Group DF Дмитрий Фирташ.
Участники заседания утвердили регламент национального совета, приоритеты на 2012 год, типовое положение о территориальной трехсторонней социально-экономической раде, а также Национальную стратегию трехстороннего сотрудничества по противодействию ВИЧ/СПИД в сфере труда на 2012-2017 годы.
Чтобы не ограничиваться банальными речами, участники поддержали предложение к президенту Украины о включении в состав комитета экономических реформ Кулика и Фирташа.
Что касается интернета, то он эту дату проигнорировал.
Спрашивается, стоит ли удивляться, что результаты выборов президента онлайн отличаются от таких же, только оффлайн, как виртуальный секс от реального?
Виртуализация украинской политики идет в паре с ее ритуализацией. Тип виртуального политика хорошо знаком каждому телезрителю. Вне зависимости от политической ориентации он не любит уличную политику, походам в народ предпочитает посиделки у Шустера и сотрясание интернет-воздуха виртуальными лозунгами. С годами эксплуатация одних и тех же идей превращает их в банальность, ритуальное заклинание. Перефразируя Мандельштама, украинские политики уже давно живут, под собою не чуя страны.
Сейчас на дворе предвыборное «обострение», демократы согласовывают единый список кандидатов на будущие выборы.
В принципе, их даже можно понять, без свежих идей, истощенные весенним авитаминозом и дележкой партийных квот, лидеры оппозиции по точному замечанию одного политолога «откровенно "впадают в ступор"». Любой психиатр расскажет вам, что человек в ступоре утрачивает связь с внешним миром. Со стороны – это овощ. Пробиться к нему даже через болевые стимулы крайне проблематично.
Только политическим ступором можно объяснить необъяснимое - даже когда режим, что называется, сам подставляется, демократы, увлеченные собственными разборками не в силах оперативно реагировать на протестную повестку, предвосхищая, а тем паче, генерируя протестные поводы.
Конечно, выйди несколько тысяч на площадь с требованием справедливости, политики тут как тут влезут на трибуну. Однако сами инициировать народный протест они не способны, а потому иначе, чем политической импотенцией такое лидерство не назовешь.
Как давеча выразился наш общий российский друг Евгений Киселев: «У украинской оппозиции есть проблемы интеллектуально-кадровой состоятельности. Никто не предлагает новых идей и зажигательных лозунгов».
Поражает и политический аутизм интеллектуалов или, как принято их сейчас называть, креативного класса. Будто «улетели мы от народа нашего, просветясь, на Луну, и всякую дорогу к нему потеряли» писано Достоевским не в 19-м веке о тогдашней интеллигенции, а о нас с вами. В то время, как общество (намеренно не делю на привычных «чернобыльцев», «афганцев», «шахтеров», «военных», «студентов», «пенсионеров» - все мы, украинский народ) возмущенно брутальным наступлением на гражданские права и взывает о справедливости, гражданский актив, вслед за властью и оппозицией, благополучно не слышит народный стон.
Не хочу обижать всех скопом, слава богу, существуют люди, которые успешно воюют с режимом, демонстрируя чудеса находчивости, интеллект, упорство и гражданскую ответственность.
Возникают и совершенно новые проекты «Мы – европейцы», «Polit Club», «САМ», список можно продолжить.
Активисты ведут дискуссии и ищут новые подходы, журналисты скоро подберут секретный код к «Межигорью», защитники памятников и скверов не смыкают глаз, Александра Кужель самозабвенно (я не иронизирую) бьется за счастье предпринимателей, и других обиженных граждан….
Я даже верю, что где-то эти две половинки украинского народа – интеллектуалы, гражданский актив и, собственно, сам народ – встретятся. Иначе никаких настоящих перемен в Украине не жди.
Уже вечером 20.02, в 16.34, когда стало понятно, что скандала не будет, на сайте президента появилось праздничное обращение к «уважаемым соотечественникам». К обращению прилагались традиционные посулы: «Как Президент Украины, я буду содействовать обеспечению социальной справедливости, ликвидации барьеров, возникающих перед гражданами по признакам возраста, пола, религиозной и этнической принадлежности, культуры или наличия ограничения физической возможности».
Беглого взгляда на текст достаточно, чтобы понять, со времен первого указа взгляды президента претерпели значительные изменения. Янукович не стал дальше играться в Виктора – Всемогущего Благодетеля. Теперь социальная справедливость по Януковичу – некий суррогат политкорректных штампов, категория на практике непригодная.
В начале я привел пример риторики социальной справедливости в нынешней России. Для симметрии посмотрим, что думают о справедливости в США. К примеру, вот что говорит в недавнем интервью Збигнев Бжезинский (обратите внимание, патриарх американской политики не в пример Януковичу придерживается «монетезированного» взгляда на справедливость): «за последние два десятилетия произошли события, достойные сожаления. Прежде всего, Америка пренебрегла своим внутригосударственным развитием. Мы допустили ситуацию, при которой в нашем обществе усугубилось социальное неравенство. Если в 1990-м году заработная плата директоров предприятий в 70 раз превышала зарплату среднего американца, то теперь эта разница возросла до 325 раз. Тем самым оказалась в небрежении справедливость в обществе - фундаментальная основа стабильного государства».
Вот такие у нас собратья по несчастью. Шутка. А если серьезно, возникает всё тот же вопрос: почему в Украине дискурс справедливости как выражается Бзежинский, «оказался в небрежении»?
Но это политика, а ведь есть ещё и мораль! Какой такой духовный переворот должен был случиться в головах украинцев, чтобы здесь, где Шевченко писал: «Цари, рабы - одинаковые Сыны перед Богом» справедливость стала чем-то немодным, маргинальным?
Я специально промониторил, кто так или иначе говорил о справедливости накануне 20 февраля. Как оказалось говорили, но немного.
Во-первых о социальной справедливости абсолютно правильно сказал Юрий Луценко, жаль, что в последнем слове: «метою опозиції, усіх патріотів України має стати відновлення сенсу України, як спільного проекту людей, як спільного плану дій, як спільної мети про національну і соціальну справедливість».
На шоу у Шустера тщательно подбирая слова и обходя неудобные цифры, темы справедливости касался премьер Азаров.
Буквально двадцатого новоназначенный секретарь Совбеза Андрей Клюев, встречаясь с главой Госдумы РФ Сергеем Нарышкиным, изъявил желание «выработать оптимальную, экономически обоснованную и справедливую формулу цены на газ для Украины».
Излишне говорить, что здесь клюевская справедливость носит избирательный характер, т.к. справедливой цены олигархи (а Клюев олигарх) добиваются в первую очередь для олигархов - химиков и металлургов.
Но более всего на фоне чествования украинской справедливости запомнилась коррида. Вы спросите, при чем здесь коррида? Все просто, в Колумбии (по совпадению, этот сюжет вышел на «Интере» 20 февраля) тоже решили восстановить справедливость, правда сделали это очень специфическим образом, - провели корриду карликов с телятами. Мельком увидев забавные кадры, я ещё раз убедился, что размер имеет значение. Иначе, чем ещё объяснить, что у карликовых политиков мораль тоже мизерная?
Если дьявол где-то прячется, то все-таки в деталях, а не там где его ищет Елена Бондаренко.
Показательный факт. На следующий день после Дня социальной справедливости Украина отметила День родного языка. К этой дате и Табачник с очередным школьным скандалом подгадал, и оппозиционеры уже традиционно провели масштабную «антитабачную» компанию. У меня наивный вопрос: как вы думаете, почему?
Не потому ли, что травить пар через «мовный» свисток гораздо безопасней, чем требовать справедливости?
Можно спросить иначе.
Не потому ли, что наш политик готов выучить украинский+наизусть всего Шевченко+суахили, лишь бы никто и никогда не спросил о его первых миллионах?
P.S. Удивительное дело! Когда материал был написан, пришло сенсационное сообщение: премьер Азаров собрался бороться с социальным неравенством. Цитата с заседания кабмина: "Одним из главных ограничений для экономического развития ученые считают аномально несправедливую разницу в доходах граждан. Чрезмерное имущественное неравенство является тормозом развития, по их мнению. Оно подрывает веру в успех страны и отдельного человека".
На первый взгляд – шизофрения. Но если так пойдет и дальше Николай Янович имеет все шансы занять ныне вакантное место главного оппозиционера страны.
Учитесь…