Сам факт утери подтверждается. В 1998 году парламентской Временной следственной комиссии по проверке возможных фактов несанкционированной торговли оружием было передано письмо командующего 43-й ракетной армией генерал-полковника Владимира Михтюка от 17 декабря 1997 года. В нем говорилось, что Министерству обороны России были проданы и, согласно документам, направлены в Россию 24 межконтинентальные баллистические ракеты УР-100Н УТТХ (каждая рассчитана на шесть ядерных боеголовок по 550 килотонн тротилового эквивалента с дальностью поражения десять тысяч километров), а доехали то ли 21, то ли 19. Восстанавливая картину сделки, честно пытался получить официальный комментарий по этому поводу, но информация по-прежнему засекречена.
Впрочем, исчерпывающий ответ на вопрос уже был опубликован в 2011 году. В своей статье «Ракетно-ядерный скелет в украинском военном шкафу», опубликованной на одном из интернет-ресурсов, журналист Сергей Гончаров привел официальный ответ Минобороны за 17 октября 2011 года на свой запрос: "Сведения о точном количестве тактического ядерного оружия, вывезенного с территории Украины, в Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины и Министерстве обороны Украины отсутствуют".
Никаких предположений о местонахождении ракет нет: они не всплыли ни в одном разоблачении диктаторских режимов. Но согласитесь, ввязываться в сатанинскую сделку и волочь здоровенные боеголовки в Азию, это как-то не по-нашему. Гораздо более правдоподобной выглядит версия, которую сейчас необходимо проверить. Со слов источника, дело было так.
На вывоз ракетных "комплектов" были выделены деньги. Сколько - государственная тайна, как и все связанное с этой темой, так что предположим, что это были "большие" деньги. Полковник армии Н. дал команду отключить шахты в Первомайске, закупорить их, и присыпать песочком. В состав группы военных, ответственных за вывоз, внес "мертвые души", а деньги разделил с живыми душами, причастными к схеме, собрал чемоданы, и уехал в теплые страны.
Недосчитавшись нескольких ракет (один источник утверждает, что их пять, другой - что Россия подтверждает пропажу только трех), русские бросились искать офицеров, которые обеспечивали доставку, но все имена в документах оказались просто списком выдуманных действующих лиц веселой пьесы про кума, який закопав ядерні ракети на городі.
Повторюсь: пропажа ядерных ракет в количестве от трех до пяти - факт. Ни одну из них спустя пятнадцать лет не нашли - факт. Минобороны не знает не только, где они, но и сколько их - факт. Ракеты стоят под Николаевом в масле, готовые к использованию, только батарейки поменять - версия, требующая проверки.
Собираюсь по этому поводу писать письмо министру обороны, нужна помощь. Кто из Первомайска Николаевской области, служил в 90-е, или хотя бы слышал об отключенных шахтах, выходите на связь. Вполне может оказаться, что восстановление статуса ядерной державы скрыто в популярном завещании: «Досить скиглити, беріть лопату».