Каждый год разные международные организации проводят свои исследования, составляя рейтинг самых безопасных и комфортных для жизни городов. Вена, Цюрих, Хельсинки, до недавнего времени Осло – завсегдатаи верхней части списка. Киев же имеет устойчивую репутацию небезопасного города, находясь за пределами первой сотни (а некоторые организации даже не включают его в рейтинг). К примеру, по количеству убийств (в пропорции к населению) столица Украины в 3,5 раз «опережает» (разумеется, в кавычках, так как это весьма сомнительное первенство) Вену и Бухарест, в 2,8 – Берлин и в 6 с лишним раз – Лиссабон. Хуже, чем у нас, дело обстоит всего у нескольких европейских столиц – среди них Вильнюс, Москва, Таллин.
К сожалению, 2011 год лишь усилил негативные тенденции – в Киеве (да и по всей стране) наметился рост преступности. Я привык всегда подтверждать свои слова цифрами, чтобы не выглядеть голословно, но вот проблема – насколько можно доверять официальной статистике МВД? Иногда то, о чем молчит милиция, гораздо важнее того, о чем она говорит…
И всё же – если взглянуть на официальную статистику, то лучше понимаешь, почему европейские СМИ пугают читателей «страшилками» про Украину. За 2011 год было зарегистрировано свыше 515 тысяч преступлений, а в Киеве на 100 тысяч жителей приходится 1333 правонарушений, причем 45% преступников так и не понесли наказания. Больше половины подобных случаев связаны с кражами, ограблениями, мошенничеством.
Такой низкий уровень наказуемости и коррумпированность судебной системы усиливает у преступников ощущение безнаказанности. Что говорить о рядовых преступлениях, которые не становились объектами журналистских репортажей, если даже такие резонансные случаи, как дела Дмитрия Рудя, Дмитрия Кравца, Сергея Калиновского в итоге не доходили до своего логического и справедливого конца. Разбушевавшиеся сынки чиновников даже не осознают происходящее, как преступление. Они ничего не добивались сами и вряд ли могут ответственно относиться к жизни, собственности, здоровью других людей.
Но будем откровенны: громкие, поражающие своей циничностью дела «мажоров» - это лишь небольшой процент от общего количества преступлений. Скорее, это наглядная иллюстрация бессилия системы, неспособной заставлять нести ответственность. Это иллюстрация того, что такое полуфеодальная безнаказанность по-украински.
Проблема безопасности – это не всегда вопрос миллионных вложений в правоохранительную систему, иногда достаточно просто осветить улицы… Хотя то, что правоохранительные органы нуждаются в реформировании, вряд ли у кого-то вызывает сомнения. Например, в Грузии проблему решали радикально: сократили штат милиции и благодаря этому сокращению, оставшимся существенно подняли зарплату. Разогнали главный оплот коррупции – ДПС – и вместо него ввели постоянно патрулирующую полицию. Наказания за правонарушения ужесточились, но главное – удалось вернуть уважение к закону и правоохранительным органам.
Что следовало бы сделать в Украине? Рецепт очень прост – не нужно выдумывать велосипед, нужно брать западную практику, которая так эффективно была использована в Грузии, и работать с ней. В первую очередь, необходимо провести следующие реформы:
- сократить штат работников правоохранительных органов;
- провести обновление личного состава правоохранительных органов. Необходимо набрать новых специалистов, пусть им придется с азов постигать ремесло, но мы освободимся от проблемы коррупции в рядах силовых правоохранителей;
- оставить в компетенции МВД только патрульную службу и криминальную милицию (занимающуюся расследованием уголовных преступлений). Для всех остальных сфер (например, для экономических преступлений) необходимо создать специальные правоохранительные органы (соответственно, финансовую полицию);
- упразднить ГАИ и передать её функции патрульной службе;
- повысить зарплаты для работников правоохранительных органов (деньги, полученные от сокращения работников необходимо направить на повышение зарплат новым работникам), создать необходимые условия социального и медицинского страхования, специальных льгот;
- проводить постоянные внутренние проверки на предмет коррупционных схем в правоохранительных органах.
Список можно ещё долго продолжать, но важно понять следующий момент: в Украине к правоохранительным органам люди относятся ничуть не лучше чем к преступникам. Так происходит потому, что народ полностью не доверяет тем, кто представляет государственную систему правосудия. Население напугано вопиющими случаями беспредела. Следует понимать, что главный ресурс правоохранительных органов – это доверие. Если доверия нет, то и к правоохранителям относятся не иначе как к «силовикам»
Следовательно, если мы решили заниматься реформированием Украины, если мы хотим быть европейским государством, тогда мы просто обязаны провести «апгрейд» силовых структур. Этот «апгрейд», это обновление должно проходить не под флагом бессильной формалистики, а под знаменем реальных перемен.