Вот уже год, как Украина живет по новым правилам в соответствие с законом о запрете курения в общественных местах, который вступил в силу 16 декабря 2012 года и начал действовать с 1 января 2013 года. Наряду с этим правительство продолжило повышение акцизов на табачные изделия – специфическая ставка налога выросла с 49,98 грн. до 72,7 грн. за 1000 шт. сигарет без фильтра и со 110,64 грн. до 162,6 грн. за 1000 шт. с фильтром. Новые правила вызвали большой резонанс в обществе, а украинские СМИ активно публиковали аргументы как сторонников антитабачного закона, так и его оппонентов.
Правительство аргументировало введение запрета и повышение акцизов желанием снизить уровень курения среди украинцев (по потреблению сигарет на душу населения в 2011 году Украина занимала 9-е место в мире – данные ERC Group), а также пополнить бюджет дополнительным доходом от акциза. Такое решение поддержали международные организации по борьбе с курением, различные молодежные общества, пропагандисты здорового образа жизни и рядовые граждане, которым доставляло большие неудобства курение в общественных местах.
Противниками антитабачной инициативы, вполне прогнозируемо, выступили табачные компании, рестораны и кафе, опасающиеся падения продаж, а также сами курильщики, не желающие платить больше. В качестве аргумента противники новой антитабачной политики заявляли, что такие меры не приведут к сокращению числа курильщиков, а только увеличат продажи нелегальной продукции, приведут к потере рабочих мест и снизят отчисления налога на прибыль в бюджет страны.
Спустя год у нас появилась возможность разобраться, кто же все-таки был прав и следует ли дальше продолжать антитабачную политику.
Пожалуй, самый главный вопрос: «Снизилось ли количество курильщиков?» По данным Госкомстата Украины, производство сигарет за январь-ноябрь 2013 года составило 78,5 млрд. шт., что на 10% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Импорт табака (в денежном выражении) за январь-октябрь 2013 года сократился на 9,9%, а экспорт увеличился на 8,9%. Продажи табачных изделий (в физическом выражении) в торговых сетях сократились на 8% (по итогам 9 месяцев 2013 года), а в ресторанах и кафе – на 20%. Вроде бы, вывод очевиден – украинцы стали курить намного меньше! Однако, не стоит забывать о теневом секторе, который, по данным TNS Ukraine, в 2013 г. вырос с 5,6% до 10% легального рынка. И все же, если эти цифры верны, то даже с учетом контрабандной продукции потребление табачных изделий снизилось на 5-6%.
Так хорошо это для экономики Украины или плохо? Начнем с налогов: акцизы повысили более чем на 40%, а легальные продажи упали на 8-10%. В результате поступления в бюджет от акцизов на табачные изделия в 2013 г. должны увеличиться на 30%, что соответствует 4 млрд. грн. Отчисление НДС и налога на прибыль всей табачной отрасли приблизительно составляет 6 млрд. грн. и 120 млн. грн. соответственно, что значительно меньше поступлений от акциза. Таким образом, налоговые поступления в бюджет увеличиваются.
Исследование возможных эффектов повышения налога на табачные изделия, проведенное в 2008 году американскими учеными при поддержке Bloomberg Philanthropies и Bill and Melinda Gates Foundation, выявило, что из-за болезней связанных с курением в Украине ежегодно умирает 100 тыс. человек. Также ученые подсчитали, что на 1 сигарету курильщик в среднем тратит 7 минут, причем 30% сигарет выкуриваются в рабочее время. В результате потерянной производительности экономика ежегодно теряет, по меньшей мере, 15 млрд. грн., а это не много ни мало 1,7% ВВП Украины за 2012 г. Повышение розничной цены на 50% привело бы к дополнительному доходу в 770 млн. грн., по расчетам исследователей. А если добавить экономию бюджета здравоохранения, то эффект выйдет еще более впечатляющий.
А что же с рабочими местами и ресторанным бизнесом? Вышеупомянутое исследование показало, что падение продаж сигарет не обязательно ведет к уменьшению занятости в табачном секторе, т.к. более существенное влияние оказывают такие факторы, как политика трудоустройства и технология производства. Так, например, на протяжении 1996-2005 гг. производство сигарет росло, а занятость в табачном секторе падала.
Что же касается ресторанного бизнеса, то заведения, ориентирующиеся на курильщиков, действительно потеряли значительный объем выручки. Однако выиграли семейные заведения. Также появилось много мобильных кофеен и открылось большое количество летних площадок. Так что нет повода говорить о крахе ресторанного бизнеса из-за более жесткого антитабачного законодательства.
Таким образом, эффект антитабачной политики в целом - положительный. Следует отметить, что в Европе уже давно действует запрет на курение в общественных местах, а ставки акциза на 20% выше украинских.
В заключение можно сказать, что Украине следует продолжить повышение акцизов, а проведение антитабачной политики относится к тем немногим удачным инициативам правительства за последние 3 года.
Богдан Рожков,
студент Киевской Школы Экономики