Лоббизм и коррупция: почему дни коррупции сочтены?

Эту заметку я хочу посвятить ответу на два вопроса, которые мне часто задают слушатели. А именно: чем отличается лоббизм от коррупции. Изживет ли коррупция сама себя?

Фото: EPA/UPG

Бизнес, общество, власть

В нормальном обществе формируется своеобразный треугольник: власть, общество и бизнес. Каждая из вершин не только связана с двумя другими, но и уравновешивает их. Так вот, давайте рассуждать дальше: чем же отличается цивилизованный лоббизм от коррупции, с точки зрения этого треугольника? Тем, что, когда мы говорим о коррупции, - мы имеем прямое взаимодействие власти и бизнеса, а точнее, давление на власть, в целях достижения интересов бизнеса. Подчеркнем два важных момента: первый, - прямые отношения между властью и бизнесом: руководитель крупного бизнеса идет на прямую в кабинет, например, Верховной Рады, и решает там свой вопрос. Ему дела нет до интересов общества или они не приоритетные для него. Второй момент – давление, а не поиск взаимно интересного решения. Бизнес считает свой вариант действия единственно правильным, разумным и нужным. Нужным, кому? Конечно, бизнесу. Что же касается общества и самой власти, - это уже побочные эффекты. О них бизнес может говорить, а может, и не говорит; может принимать в расчет, а может, и игнорировать. Неформальность, закрытость коррупционного процесса, его противоправность, передача денег «пачками», «портфелями» или «борзыми щенками», это уже все вторично.

О цивилизованном лоббизме

В цивилизованном лоббизме ситуация принципиально иная. Для меня самым главным является то, что в лоббизме присутствует общество. То есть, все мы, с вами. Лоббист выступает посредником между интересами общества, власти и бизнеса. Он профессионально ищет точки соприкосновения всех трех вершин, разрабатывает такой вариант интереса, который бы в определенной степени учитывал бы все интересы, уравновешивал их. Это сложнейшая профессиональная работа, требующая очень серьезных знаний, большого опыта, и предъявляющая серьезные требования к личности лоббиста, к его мировоззрения и жизненной позиции. Лоббистская деятельность – это своеобразный долг определенной части интеллектуалов перед своей страной, перед своим народом. Звучит, конечно, пафосно, но оно так и есть.

А дальше, конечно, те признаки лоббизма, которые вы можете найти в любом более или менее толковом учебнике. Это, конечно, открытость. А как можно взаимодействовать с обществом и работать с его интересами в закрытой структуре? Это же просто невозможно. Дальше идет правовой характер лоббистской деятельности. Лоббист действует в существующем правовом поле. В первую очередь, в конституционном. Для лоббиста, Конституция и Закон такие же святыни, как и для судьи. Может быть даже, и больше. Потому, что судья, к сожалению, может быть коррумпированным, а лоббист, - нет. Иначе, он уже не лоббист. Лоббизм – формален. В лоббистской деятельности существуют определенные правила, методы, структуры. Если лоббист не будет их использовать, то он просто перестанет быть таковым. И, конечно, профессионализм. Я уже говорила, что без знаний, без интеллекта, лоббизма не бывает.

О неэффективности коррупции

Дальше, давайте посмотрим на наших украинских примерах, почему коррупция неэффективна. Представим себе, приходит некий человек, относящийся к известной всем категории «решалкиных». Он приходит на государственную службу или устанавливает «тесные» отношения с чиновниками, руководствуясь собственным интересом иметь хорошую машину, квартиру, «жить хорошо». Такое представление остается достаточно распространенным в украинской элите. Теперь наблюдаем дальше. Приходит к такому персонажу, например, предприниматель. «Слушай, дорогой, вот тебе 50 тысяч долларов. Напиши мне законопроект, чтобы, например, отменить налог на землю для моей стройки». «Решалкин», конечно, соглашается. Попутно раздает денежки некоторым депутатам, другим чиновникам, встречается и с теми, и с другими. Пишет он, разумеется, и некий законопроект. Правда, совершенно безграмотный. Который, может быть, даже и будет принят. Но, проходит несколько лет или даже месяцев, и в него вносятся изменения, уже от имени другого «решалкина». Или он отменяется Конституционным Судом или обычным судом. Или, недовольные граждане, выходят на улицу, и сами же депутаты, вносят поправки в закон. В общем, получается «котовасия». И для бизнесмена деньги оказываются потраченными «в пустую», и депутатов с чиновниками подозревают в коррупции, да и сам, «решалкин», сидит у разбитого корыта: деньги-то он уже давно потратил, а новые клиенты к нему не идут. Если же говорить серьезно: мы видим несколько серьезных недостатков, из-за которых, коррупция является неэффективным институтом и должна искореняться.

Почему коррупции придется сдаться?

Во-первых, коррупция предлагает бизнесу нестабильные, неопределенные решения. А для бизнеса, особенно крупных и зарубежных инвесторов, стабильность «правил игры», их определенность часто имеют принципиальное значение. Во-вторых, коррупция не может породить юридически качественный продукт, в нем всегда остаются пробелы, возможность принятия невыгодных для бизнеса судебных решений. В-третьих, в силу того, что коррупция не представляет целой картины процессов в обществе и регулирующей политики власти, то принятые при ее содействии решения, устраняя одну проблему, сразу же порождают множество других, которые, в свою очередь, могут породить для бизнеса убытки, большие, чем выгоды, которые он получил от коррупционной схемы. Для депутатов, а в какой-то мере и для чиновника, коррупция порождает серьезные репутационные издержки, они рискуют быть исключенными из политического поля, оказаться преследуемыми не только законом, но и народом. Причем, с каждым годом, вероятность и острота таких репутационных потерь, будет увеличиваться. Уже сейчас создается и скоро начнет действовать система антикоррупционных органов, усиливается общественный контроль над действиями власти, повышается эффективность деятельности Конституционного Суда Украины.

Завершая эту заметку, хочется обобщить: коррупция становится не модной, не выгодной, не безопасной. Так, что ее дни сочтены.

Катерина Одарченко Катерина Одарченко , Голова політичної партії «Національна платформа»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram