1. 18 сентября Институт исследований регионального развития Украины опубликовал результаты исследования, в соответствии с которыми рейтинг «УДАРа» составляет 15,7%, а «Батьківщини» – 14,6%. Однако к этим данным сразу же возникла масса вопросов, большинство из которых озвучила И. Бекешкина:
Кілька українських телеканалів та сайтів поширили сумнівний рейтинг політичних партій, за результатами якого лідирує Партія регіонів та «УДАР Віталія Кличка». Про це в коментарі Тиждень.ua повідомила директор Фонду «Демократичні ініціативи» імені Ілька Кучеріва Ірина Бекешкіна.
«Цей інститут справді існує. Однак дуже сумнівно, що він проводив якесь опитування, тому що на його сайті про це немає жодної інформації. Остання інформація на цьому сайті датується осінню 2009 року», – зазначила Бекешкіна.
…Водночас, за її даними, «цей інститут фігурує як місце роботи Івана Надєїна – 65 номер у списку Кличка».
Причем гораздо более важен не сам факт появления этих результатов, а то, что для их распространения используются рейтинговые телеканалы. Руководители СМИ, как правило, могут отличить серьезную социологическую компанию от предвыборной «шарашки», рисующей любой заказанный рейтинг. И если в новости попадают данные именно «шарашки», то это ж-ж-ж – неспроста.
Мы надеемся на поддержку не менее 15% избирателей. Следовательно, фракция, с учетом победителей по мажоритарке, может насчитывать 60-70 депутатов
2. 26 сентября были опубликованы свежие рейтинги КМИС. В них «УДАР» также опережает «Батьківщину», вырываясь на второе место. Казалось бы, остается только развести руками. От результатов Института исследований регионального развития можно просто отмахнуться, т.к. непонятно, на какой коленке они рисовались, и проводился ли опрос вообще. Но КМИС – организация серьезная, занимающаяся исследованиями постоянно (а не только во время выборов). И они на их данные действительно можно положиться. А значит, их не нужно принудительно распространять с помощью «Интера» и «Первого» – СМИ сами с охотой возьмут новость от компании с репутацией. В том-то и дело.
Случается, что по условиям контракта с заказчиком, социологическая компания может огласить только те результаты, которые разрешает заказчик. В этом случае, скорее всего, так и случилось. КМИС огласил результаты от всех опрошенных, без пересчета на явку. А специалистам известно, что избиратель партии «УДАР» отличается меньшей стойкостью по сравнению с избирателем «Батьківщини». Т.о. реальный рейтинг «УДАРа» мог быть ниже, но «благодаря» заказчику, этого не видно.
К слову, заказчик – «темная лошадка». Некая компания AlphaVu (Вашингтон), основанная Скоттом Вилкинсоном и занимающаяся «…внедрением новых политических технологий». Впрочем, это как раз очевидно – внедряют, и довольно успешно. Так успешно, что одним заказом чуть не похерили репутацию КМИСа.
Учитывая, что:
– в распространении информационной волны о небывалой популярности партии «УДАР» участвовали телеканалы «Интер» и «Первый Национальный»;
– первыми о возможности выхода «УДАРа» на второе место заговорил представители ПР и близкие к ним социологи,
вывод напрашивается сам собой: организатор этой информационной кампании имеет отношение к власти. А вот в какой мере в эту кампанию вовлечена сама партия «УДАР» – непонятно. То ли ее руководители предпочитают не вмешиваться в ситуацию, поскольку она им тактически выгодна. То ли молча выполняют некие непубличные договоренности. Но в обоих случаях молча.
Хотя это как раз тот случай, когда молчать не надо. Шутка ли – партия, стартовавшая с 4-5% поддержки избирателей, увеличивает за время избирательной кампании свой рейтинг почти втрое и выходит на второе место. Поэтому, «Почему молчит Кличко» – это хороший вопрос.