Во всем мире одной из главных движущих сил этой борьбы являются профсоюзы. Во всем мире, но не у нас. По крайней мере, если говорить об «официальных», признанных властью профсоюзах. Эти профсоюзы занимаются перераспределением. А попросту говоря — дерибаном. 20 миллиардов бюджетных гривен было перечислено в прошлом году в Фонд социального страхования. Часть этих денег осела в карманах чиновников. В том числе — чиновников от профсоюзных организаций, встроенных в систему власти. Советская система зачастую практиковала принцип: «чтобы нейтрализовать неудобное явление, его нужно организовать и возглавить». Именно такая участь постигла профсоюзное движение в СССР. Фактически, профсоюзы были переведены на государственное финансирование, а значит стали защитниками интересов государства, а не трудящихся.
Вся история профсоюзного движения свидетельствует о том, что интересы трудящихся зачастую не совпадают с интересами государства. Особенно — если это государство олигархическое.
Ведь история становления профсоюзного движения — это история жесточайшей борьбы. Всемирно известная забастовка шахтеров в американском городе Ладлоу повлекла за собой смерть 68 человек, а 408 профсоюзных активистов были брошены в тюрьму. «Восстание ткачей» во Франции повлекло за собой арест 4,5 тысяч забастовщиков.
Вы можете себе представить, чтобы Федерация профсоюзов Украины была готова на такие жертвы? Я — нет.
Когда мы, профсоюз работников МВД, обращаемся к министру соцполитики с требованием обеспечить справедливый перерасчет пенсий для работников силовых структур, мы подкрепляем это реальными рычагами давления на власть. Мы говорим: завтра тысячи людей могут выйти под ваши окна, чтобы устранить несправедливость. И эти люди ничего не боятся, они уже не раз рисковали жизнью.
Когда ФПУ обращается к правительству с требованием обеспечить государственное регулирование цен на социально значимые продукты питания, это требование больше похоже на просьбу. Ибо оно ничем не подкреплено. В итоге ФПУ получает ответ, что министр экономического развития дал поручение «изучить вопрос» и проинформировать ФПУ о результатах этого «изучения». Попросту говоря, от ФПУ «отмахнулись».
Я ни в коем случае не призываю к активной борьбе ради самой борьбы. В стране идет война. А значит, и профсоюзы должны понимать свою ответственность перед страной. Американский Конгресс производственных профсоюзов, например, во время второй мировой войны объявил, что главной своей целью считает защиту страны. «Когда страна подвергается агрессии, долг каждого американца — встать на ее защиту», — заявил тогда президент КПП Джон Льюис. Мы придерживаемся аналогичной позиции.
Однако власть и олигархи должны знать, что профсоюзы в любой момент МОГУТ создать им проблемы — в случае, если они осмелятся попирать права украинских граждан.
Руководители ФПУ вряд ли могут олицетворять готовность к активному отстаиванию прав граждан. По большому счету, сегодняшняя Федерация профсоюзов — это адаптированный к новым условиям ВЦСПС. И потому эту структуру нужно решительно реформировать. Но кто будет этим заниматься? Сама ФПУ? Ее председателю Григорию Осовому — 70 лет. При всем уважении к людям старшего поколения, ему уже сложно решиться на радикальные действия.
Между тем, в Украине есть большая когорта людей, которые хотят и, главное, могут вести борьбу за права трудящихся. Это молодые люди, вернувшиеся с фронта и потрясенные той несправедливостью, которую они видят в тылу. Они пока не организованы, но у них есть огромный потенциал. Нужно активно привлекать этих людей к профсоюзному движению. «Свежая кровь» позволит профсоюзам стать по-настоящему эффективным защитником интересов трудящихся.