Прежде всего, результаты опроса можно представить двумя способами: как долю всех опрошенных или как долю тех, кто определился с выбором (пойдет на выборы). Если показана только доля всех опрошенных, то результат отдельных партий может быть недооценен: ближе к выборам люди могут определиться и проголосовать. Если же показана только доля определившихся, результат отдельных партий может быть переоценен. Это критично, например, для партий, находящихся на грани проходного барьера: увидев их низкий результат (долю всех опрошенных) избиратель может решить голосовать за другую, более популярную партию.
Кроме этого, стоит обратить внимание на следующее.
1) Кто проводил опрос. Самое банальное. Ориентироваться стоит на компании с длительным опытом проведения исследований, результаты которых кардинально не отличались от фактических результатов выборов. Если компания неизвестна вам — не поленитесь найти ее сайт, посмотреть пресс-релизы и публикации — это помогает оценить риск «проплаченности».
2) Выборка (количество респондентов, участвовавших в опросе). 1000 респондентов вполне достаточно для анализа данных по всей Украине.
3) Ошибка выборки. Ее можно посчитать и самостоятельно, но правилом хорошего тона считается указание ошибки при публикации. При выборке 1000 интервью максимальная ошибка выборки составляет 3,1%. И когда журналисты пишут что-нибудь вроде «Х вырвался в лидеры предвыборной гонки: у него 50%, а у Y 47%» — то на самом деле неясно, кто здесь лидер.
4) Как проводится опрос. В личных интервью (когда интервьюер ходит по квартирам) принимают участие относительно более бедные люди, вероятность застать которых дома выше. Выборка телефонных интервью — богаче и экономически активнее, а в онлайн-опросах принимают участие более продвинутые, более молодые и более богатые респонденты.
Конечно, выборка строится так, чтобы быть репрезентативной по полу, возрасту и другим социально-демографическим параметрам, то есть соответствовать реальной структуре населения. Однако метод проведения опроса тоже нужно учитывать, он может влиять на результаты. Онлайн-опросы в большинстве случаев стоит использовать только для опроса населения до 45 лет, среди остальных возрастных категорий уровень проникновения интернет недостаточен для получения репрезентативных данных.
В телефонных опросах также важно, какие номера использовали — стационарные или мобильные. Стационарными можно репрезентативно покрыть города с населением более 50 тыс.чел., но не всю Украину, в малых городах и селах стационарный телефон имеют специфические группы граждан. Мобильной же связью пользуются свыше 90% населения, опросами на мобильные номера можно охватить всех граждан Украины, кроме самых пожилых и бедных.
Результаты голосований в социальных сетях, на отдельных сайтах и т.п. вообще не нужно принимать в расчет.
5) Как формулируется вопрос. Например, на результат может повлиять то, показывают ли респонденту список участников предвыборной гонки на бумаге, зачитывают на слух (по телефону) или не демонстрируют список вообще (ответ без подсказки).
Если список не оглашают, будет больше тех, кто затруднился ответить.
Если список все-таки демонстрируют, важно, включены ли в него именно те, кто будет принимать участие в выборах. Даже если можно вписать свой ответ в графу «Другое», всё равно отсутствие кандидата в списке уменьшит его рейтинг. Аналогично присутствие в списке того, кто не будет принимать участие в выборах, может «оттянуть» голоса других кандидатов.
Если список показывают, то имеет значение порядок кандидатов: одинаковый для всех респондентов или разный. При компьютеризированных телефонных интервью можно обеспечить автоматическую ротацию, а при личных опросах прописать инструкцию, чтобы при каждом интервью интервьюер зачитывал список в разном порядке. Наличие ротации предпочтительнее, т.к. одинаковый для всех респондентов порядок вариантов ответов искажает результаты: в личных интервью немного больше наберут первые варианты, в телефонных — последние. Проблема снимается, когда становятся известны номера партий в бюллетене – тогда карточка при личном опросе должна имитировать бюллетень.
Несмотря на большое количество факторов, влияющих на результат опроса, грамотный социолог может построить исследование так, чтобы минимизировать их влияние и показать наиболее объективную картину. Задача читателя — из всего разнообразия публикаций выбрать заслуживающие доверия.