Черное – это серое?

Любому человеку сложно смириться и согласиться с несправедливостью. Гораздо проще убедить себя, что несправедливость – это… справедливость. Только своеобразная. И сразу станет легко. Потому что несправедливость как бы исчезнет.

Фото: grytsenko.com.ua

Есть люди, которые думают, что «моя хата – с краю» – это правильно. Есть другие, которые считают, что существует только одно мнение – справедливое. Есть еще те, которые уверены, что цель оправдывает средства. А бывает, у некоторых в мозгу складывается, что «цель оправдывает средства» вместе с «победителей не судят». Тогда начинается тоталитаризм.

Все дышат одним воздухом. Человек обычно чувствует, что трудно дышать, когда воздуха не хватает. Раньше не задумывался, потому что воздуха было полно, а теперь что ни вдох – с трудом дышится. Кстати, со свободой такая же петрушка. Когда она есть – ее не замечают. Просто пользуются…

Человек, потерявший совесть и свободу по отдельности или вместе, никогда не признается себе в том, что у него их больше нет... Даже если ему и совесть, и свободу потом вернут – ни за что не сознается, что терял. Даже если принесут и скажут: вот, мол, свобода – не ваша? Вот, мол, совесть – не вы потеряли?

При этом многие думают, что они так будут заниматься своим любимым делом, зарабатывать, воспитывать, учить, радоваться. А эти грязные политические игры – да ну их! Пусть сажают. Поделом. Можно при этом убедить себя, что все справедливо и законно.

Родные, вы что?!

Когда арестовывали и сажали уклонистов, врагов народа, иностранных шпионов, кулаков, националистов, космополитов… И 90% граждан уговаривали себя: может, они и впрямь виноваты. Может, есть за что их сажать, судьям же виднее. Тем более, что нас-то это не касается. И действительно – первое время не касалось.

А когда стало касаться – возник страх.

Спросите у своих мам и бабушек, как они в укромном месте держали соль, мыло, полотенечко со спичками. И маленький мешочек сухариков. Для кого это? Если ни они, ни их мужья и дети не были шпионами, бандитами и врагами народа. А вот суд мог с легкостью доказать обратное! И свидетели нашлись бы…

Не сохранились воспоминания о сталинском тоталитаризме – вспомните брежневские времена. Сорок лет назад сажали и высылали диссидентов. Сорок лет назад 12-14 января 1972 года были арестованы Иван Свитличный, Евгений Сверстюк, Василь Стус, Вячеслав Чорновил, Ирина Стасив-Калинец... Всего сто человек. Самых активных, разумеется. Арестовывали за инакомыслие и самиздат. За сомнения в генеральной линии партии. Дальше последовала так называемая первая волна эмиграции 70-х. Потому что большевики посчитали, что можно бороться с помощью лагерей и тюрем, а можно высылать из страны. Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблем.

В КНДР, по сообщениям информационных агентств, тем, кто, не плакал на похоронах великого вождя Ким Чен Ира, грозило до шести месяцев трудовых лагерей. Народные суды там уже отзаседали…

Сейчас давление на оппозицию снова усиливается – скоро выборы. А инакомыслие на них не будет приветствоваться. Поэтому Тимошенко – в тюрьму, Луценко – в СИЗО, Авакову – уголовное дело пришить. Чтобы отбить желание отстаивать принципы, отличные от «единственно верных». Тех, кого не удалось уговорить, запугать и подчинить – нужно устранить силовым методом. Благо, прокуратуры и суды – все схвачено.

Так что впереди веселое время.

Евгений Маслов Евгений Маслов , Главный редактор медиа-проекта «Главное», преподаватель курса «Тележурналистка» в Харьковской государственной академии культуры
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram