ГлавнаяБлогиБлог Евгения Кохненко

Работа будущего: мир и Кабмин говорят на разных языках

В конце ноября Кабинет министров опубликовал список из 19 приоритетных для страны профессий. Многие наверняка хотя бы по диагонали просмотрели этот перечень — у многих СМИ он шел едва ли не в рубрике «Курьезы». Действительно, курьезный список... Если не знать, что он влияет на госфинансирование профессионального образования на сумму 170 млн грн!

Читателей наиболее позабавили «приоритетные» (и, как утверждает Кабмин, важнейшие для развития экономики) профессии тестодела и живописца. А один украинец с именем и отчеством Виктор Андреевич наверняка умилённо пустил скупую мужскую слезу, увидев в перечне строку «Пчеловод». Но, говоря серьезно, можно понять логику правительства. Скорее всего, были каким-то образом сопоставлены цифры о непопулярных для поступления профессиях и незакрытых на предприятиях вакансиях... Иными словами, наверняка по стране есть недобор тестоделов и, подозреваю, эта специальность не пользуется большим спросом у выпускников. Так в этом хаосе статистических данных родилась идея обеспечить господдержку определенному кругу профессий. А власть пока еще знает только два способа влияния: запрещать и вливать сотни миллионов гривен — здесь рассуждать много не будем.Но дело в том, что представленная логика слишком прямолинейна, предполагает ликвидацию последствий, но не борьбу с причинами. А о реальном влиянии на экономику смешно даже говорить...

Если бы бизнесу действительно критически важны были данные профессии, он бы нашел способы привлечь людей на, заметим, существующие позиции: хорошие зарплаты, переквалификация работающих сотрудников, целенаправленное обучение перспективных кадров. Тем более, в списке я не встретил профессий, требующих долгих лет учебы и больших затрат на нее.

То есть подготовленные по госзаказу специалисты «приоритетных» профессий смогут удовлетворить сиюминутные запросы рынка труда. Создадут ли они новые рабочие места? Будут ли зарабатывать достаточно, чтобы впоследствии продолжать расти в профессии (обучаться) или открыть свое дело? Будут ли работать над инновационным продуктом, который станет локомотивом экономики? К огромному сожалению, ответ здесь «нет».

В то же время один инженер в авиационной или космической промышленности, один IT-разработчик создают вокруг себя десяток, а то и больше рабочих мест: технические рабочие, обслуживающий персонал и т. д.

Всемирный экономический форум регулярно публикует доклад The Future of Jobs. Последний опубликован в январе 2016-го, но я сомневаюсь, что в будущем докладе через пару месяцев будет нечто кардинально новое: «Взрывной рост влияния живописцев на экономику»...

Согласно этому докладу мир уже в ближайшие 3-4 года создаст несколько миллионов рабочих мест в наиболее высокотехнологичных сферах (нанотехнологии, биотехнологии) и при этом мы будем наблюдать полный провал в профессиях, требующих ручного труда. Больше всего растет потребность в специалистах с аналитическими функциями, в медиках и, конечно, IT-профессионалах, быстрее всего падает заинтересованность в неквалифицированном труде и непосредственном взаимодействии с машинами (водители, операторы оборудования).

Это — повестка дня реального XXI века. Повестка дня Кабмина, судя по озвученным приоритетным профессиям, извините, для века XIX. Стоило бы так и назвать этот список «19 профессий для 19-го века».

Евгений Кохненко Евгений Кохненко , Практикующий юрист, лидер общественной организации "Творим добро вместе" (Запорожье)"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram