В Черниговской области победили собственные деньги киевского застройщика-миллионера Микитася, на Волыни – деньги Коломойского и Ко. В Днепре и на Луганщине («Наш край») – административный ресурс Банковой. И так далее.
Победа «Батькивщины» на двух округах из семи пусть пока радует саму партию Юлии Владимировны, а мы еще посмотрим, как эти «новобранцы» поработают. Есть ощущение, что уже их работе не будет рада сама ЮВТ.
Противопоставить деньгам и циничным технологиям на мажоритарных выборах не удается ни узнаваемость, ни энергию. Егор Фирсов отлично это описал в своем блоге. Он, еще недавно – народный депутат в крупнейшей фракции, постоянный гость на телеэфирах, провел безумное количество встреч с избирателями на упомянутом выше 206-м округе в Чернигове… но все равно проиграл. Именно не «не выиграл», а проиграл, заняв 4-5 место.
Если уж содержание идей и форма их подачи Егора Фирсова не нашли отклик у горожан, то чего было ожидать от других, более слабых, менее раскрученных кандидатов.
Выборы в мажоритарных округах обесцениваются от кампании к кампании. По сметам, конечно, становятся дороже! Но их ценность для легитимности власти, сменяемости власти, представительства народа, даже банального «выпуска пара» уже сейчас близка к нулю. Виновники – в первую очередь сами политики, которые приучили и сами поверили, что все покупается.
И дальше содержать мажоритарную систему, особенно такую большую (225 мандатов) – преступление против страны.
Можно (и, наверное, нужно, пока не изменится законодательство) убеждать себя, что мажоритарные выборы – это возможность хотя бы точечно, на 1/450 часть улучшить парламент. А досрочные мажоритарные выборы – соответственно шанс на едва заметную долю улучшить даже действующий парламент. Но нужно понимать и наивность такого рассуждения: опыт говорит о противоположном. Мажоритарные выборы в Украине – дорога в парламент как для посредственностей, безыдейных людей, далеких от политики, так и для откровенных преступников и мошенников.