Первый раз Францу Фердинанду повезло совсем рано, в двенадцатилетнем возрасте. Ему досталось огромное наследство дяди, герцога Модены Франческо V д‘Эсте, уехавшего после присоединения Модены к Сардинскому королевству в Вену и захватившего по пути всю казну, книги, картины и даже мебель с коврами из своего бывшего дворца. У Франческо не было наследников, и единственным условием передачи огромных богатств Францу Фердинанду было принятие им фамилии д‘Эсте. Всего-ничего.
Второй раз уже 33-летнему эрцгерцогу повезло также благодаря дяде. На этот раз он стал наследником Австро-Венгерского престола. Произошло это вследствие самоубийства кронпринца Рудольфа, единственного сына государя-императора нашего Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской, которую все мы знаем под именем Сиси и которая делит с Моцартом первенство в изображении на всей сувенирной продукции современной Австрии. Так как у императорской четы больше не было наследников, будущая корона перешла сначала к отцу Франца Фердинанда, эрцгерцогу Карлу Людвигу, а затем и к нему самому.
Несмотря на то, что в 1898 году Франц Фердинанд был назначен заместителем императора в верховном командовании армией и даже образовал собственную «канцелярию» в своей венской резиденции, Бельведерском дворце, жить он предпочитал в замке Конопиште под Прагой. Он купил замок, которому было на тот момент около шестисот лет, в 1887 году и полностью его реконструировал – устроил там водопровод, канализацию, провёл электричество и даже установил гидравлический лифт. Большое внимание эрцгерцог уделил своему увлечению, своей всепоглощающей страсти – охоте. Он оборудовал в замке механический тир, расширил уже ранее хранившуюся там коллекцию оружия и доспехов, а также создал несколько «охотничьих коридоров», которые украсил добытыми на охоте в разных странах трофеями - тысячами оленьих рогов, кабаньих клыков, десятками чучел лисиц и птиц, шкурами медведей и тигров. Каждый трофей тщательным образом подписан – где и когда были убиты олень, косуля или кабан. В специальных стеклянных витринах выставлены сотни зубов убитых оленей, из которых делали украшения, считая их чем-то вроде бижутерии. Жутковатое зрелище.
Заядлый охотник женился 1 июля 1900 года (уверен, дату специально подбирали, уж больно красивая) на чешской графине Софии Марии Йозефине Альбине Хотек фон Хотков унд Вогнин, а проще – Софии Хотковой.
К моменту свадьбы Софии было тридцать два года, брак был морганатическим, неравным, ему противодействовали Франц Иосиф и даже Папа Римский, на церемонии не присутствовал никто из Габсбургов, но Франц Фердинанд был непреклонен. Правда, ему пришлось отречься от права престолонаследия для своих будущих детей. Для этого в австрийском рейсхрате был даже принят соответствующий законопроект. Интересно, что в венгерском парламенте оппозиция требовала признать брак законным. Как бы там ни было, брак был счастливым, у пары родилось трое детей – дочь София и сыновья Максимилиан и Эрнест Эсте, получившие титул князей Гогенбергов. Много позже, в 1938 году, Максимилиан и Эрнест были по приказу Гитлера заключены в концлагерь Дахау – они были категорически против австрийского аншлюса.
К моменту свадьбы модернизация замка Конопиште была завершена. Эрцгерцог разбил вокруг замка прекрасный парк в английском стиле с террасами, розарием и статуями «под античность». Статуи для розового сада, в том числе фонтан с Нептуном, Франц Фердинанд привёз из той же итальянской Модены.
Охота и путешествия, в том числе одно кругосветное, не мешали эрцгерцогу готовиться занять трон. Вполне возможно, что, приди он к власти, Австро-Венгрия изменилась бы кардинально и смогла бы сохраниться на политической карте Европы гораздо дольше. В 1906 году он вместе с Аурелем Поповичем, австро-румынским политиком и юристом, разработал план создания Соединенных Штатов Великой Австрии, триединого государства Австро-Венгро-Славии. Для каждой крупной народности план предусматривал создание своей национальной автономии – ими должны были стать чешская Богемия, Словацкие земли, польская Западная Галиция, русинско-украинская Восточная Галиция, Венгрия, Секейские земли, Трансильвания, итальянские Тренто и Триест, словенская Крайна, Хорватия и сербская Воеводина. Чехи получили бы желаемую автономию и наверняка отказались бы от идеи свержения власти Габсбургов.
Планам этим не суждено было осуществиться. Складывающаяся так удачно жизнь и карьера Франца Фердинанда была прервана пулей Гаврило Принципа. Покушение на эрцгерцога готовили целых шесть заговорщиков из организации «Млада Босна», но всё пошло настолько не по плану, что убийство произошло в конце концов благодаря случайному стечению обстоятельств. Первая пуля Принципа попала в живот Софии Хотек, которая умерла мгновенно, вторая – в шею Францу Фердинанду, который умер через десять минут.
Кто знает – возможно, убийство это, послужившее причиной для начала Первой мировой войны, произошло потому, что родившийся с однозначно хорошей кармой Франц Фердинанд кардинально ухудшил её, убив за свою жизнь более 200 тысяч животных.
Во всяком случае, об этом невольно задумываешься, проходя по густо увешанным трофеями коридорам замка Конопиште.
P.S. Отец Франца Фердинанда, эрцгерцог Карл Людвиг, родной брат императора Австрии Франца Иосифа и императора Мексики Максимилиана, передал сыну право наследства через несколько дней после смерти кронпринца Рудольфа, однако формально оно вступило в силу только после его смерти в 1896 году. Карл Людвиг умер от брюшного тифа вскоре по возвращению из поездки в Египет и Палестину, где он выпил воду из реки Иордан, молясь там об исцелении сына от туберкулёза. Во время поездки, в Каире, Карл Людвиг навестил Франца Фердинанда, который надолго уехал из дома в тёплые страны с надеждой исцелиться. Исцеление действительно произошло довольно скоро, и его называли чудом. А вот убийца эрцгерцога, Гаврило Принцип, от туберкулёза излечиться не смог – он умер он него в тюремной больнице в апреле 1918-го.
P.P.S. Франц Фердинанд собрал огромную коллекцию изображений святого Георгия, в первую очередь резных, деревянных. Приехав в Конопиште, не поленитесь, зайдите в музей, где собраны все скульптуры, и посмотрите, насколько разными были представления мастеров о святом великомученике.