Взять, например, случай, произошедший позавчера. Перед нами стояла задача – съездить из Амстердама в Роттердам и вернуться обратно. Казалось бы, чего уж проще – поезда в Роттердам и обратно идут каждые полчаса. Купи билеты и наслаждайся видами из окна.С первой частью путешествия мы справились блестяще. Хотя наше участие было, конечно, минимальным – нужно было лишь приехать вовремя на вокзал. Всю остальную работу проделали голландские железнодорожники.
Всё интересное началось на обратном пути. Оказавшись на роттердамском вокзале около шести вечера, мы с радостью увидели, что наш поезд отправляется буквально через десять минут. Правда, с пятнадцатиминутным опозданием. Ну и отлично. Всё равно ведь у нас билеты на Intercity Direct, самый быстрый экспресс, который делает всего две остановки. Пятьдесят минут – и мы в почти уже родном городе кофешопов и красных фонарей.
На перроне было многолюдно, а люди казались непривычно нервными. Поезд подошёл – нет, буквально подлетел – вовремя, но выскочивший из вагона бритый налысо проводник буквально перегородил вход страждущим, желающим ворваться в заветное нутро вагона.
Страждущие начали толкаться.
К толкотне мы люди привычные, потому позиций не сдавали. Через несколько минут презрительно наблюдавший за молчаливой толчеёй проводник попросил всех показать свои билеты. Выяснилось, что наш билет для этого поезда не подходит. Как и билеты девяноста процентов остальных.
Что за чертовщина?
«Ладно», - успокаивали себя мы. «Поезда в Амстердам отходят очень часто, сядем в следующий».
Спустились вниз, стали глядеть на табло. А там вдруг началась чертовщина.
Поезд прибудет через 13 минут. Нет, через 34. А, через 45. Лучше пойдём на перрон. Так спокойнее.
Не успели подняться – поезд тут как тут. Не наш, но едет через Амстердам. Переполнен. Ну да ладно, какая разница, поедем стоя. В конце концов, за окном такая красота! Реки, каналы, мельницы, утки и даже лебеди.
Минут через сорок - остановка в Лейдене. Стоим непривычно долго. Кто-то догадывается выглянуть наружу, посмотреть на табло. Там – надпись о том, что поезд дальше не пойдёт. И никаких объявлений от машиниста.
Постепенно на перрон выходят все. Посреди его стоит мужчина в форме. Вокруг него – небольшая толпа, пытающаяся выяснить, в чём дело. Никто не нервничает, и он отвечает медленно, размеренно. На табло появляется надпись – следующий поезд в Амстердам придёт через 35 минут. Нет, через 45.
Потом надпись исчезает.
На наш вопрос мужчина флегматично отвечает, что сегодня поездов на Амстердам не будет вообще. Наш поезд уезжает обратно в Роттердам.
Как такое может быть – непонятно.
Пятнадцать минут проходят в сомнениях и тягостных раздумьях.
И вдруг…
К соседнему перрону подъезжает поезд до Гарлема. Того самого, первого, в честь которого и назвали нью-йоркский. Гарлем гораздо ближе к Амстердаму, и мы буквально впрыгиваем в поезд. Растерявшиеся остаются на перроне в Лейдене. Наконец куда-то едем. Жизнь налаживается.
В Гарлеме у билетных касс сразу же образуются очереди – таких шустрых, как мы, оказалось много. Кассирша в летах флегматично объясняет, что поездов до Амстердама сегодня нет и не будет, автобусы туда тоже не ходят, что нам делать, она не знает.
На мой вопрос, в чём причина такой вакханалии, отвечает – сбой в компьютерной системе. Отменены все поезда. Мы зависим от компьютера, понимаете?
Пассажиры начинают роптать, но тётеньке всё равно. Вспоминаем, что у нас есть Google Maps. Он пишет, что в Амстердам идёт автобус номер 300, который отходит через две минуты.
Выбегаем из вокзала наружу. Вот он! Почти пустой. Покупаем билеты, садимся. Рай.
Ничего, что ехать ещё час. Ничего, что пошёл уже третий час нашего путешествия. Зато едем. И даже можно зарядить телефон.
Проехали полпути. На следующей после аэропорта остановке водитель объявляет, что автобус дальше не поедет и нам нужно быстро бежать в другой, тот, что впереди.
Половина пассажиров успевает, половина нет. Следующий автобус будет через полчаса. Если, конечно, верить надписи на табло.
Когда подошёл следующий автобус, наш билет уже не действовал. Он ведь на полтора часа. Пришлось объяснять, что нас высадили дважды – из поезда и из автобуса. Водитель махнул рукой – проходите.
Ещё полчаса – и мы дома! Победа! Дорога заняла всего четыре часа.
На следующий день мы поехали в центр на метро… Смутные сомнения терзали меня.
На обратном пути наш 51-й маршрут высадил нас на четыре остановки раньше и умчался вдаль. Следующий поезд обещали подать через 54 минуты. Начался дождь. Табло с расписанием заморгало и сообщило нам, что поезда не будет вообще.
«Сбой в компьютерной системе», - раздался на перроне голос из динамика.
И тут мы окончательно поняли, почему в этой стране так много велосипедов.
Чтобы не зависеть от компьютерных систем!
Велосипедисты тут – каста привилегированная. На дорогах они главные. Велосипедные дорожки в два раза шире пешеходных.
А то и в три.
Автомобилист в Амстердаме – существо низшего порядка, забитое, зажатое и заранее ощущающее свою неуместность и вину.
Чуть выше в иерархии стоит пешеход.
Но выше всех – велосипедист. Он может ехать на полной скорости, не обращая внимания ни на кого.
- А ну брысь, двуногие! – может кричать он пешеходам. Он может даже сбить их, и ничего ему за это не будет. Общественное мнение всегда на его стороне.
Для него будет проложена велосипедная дорожка даже вдали от города, среди полей, коров и овец.
Пешеход же в Амстердаме обречён испуганно жаться к домам и кустам.
Теперь вы понимаете, почему мы решили немедленно купить велосипеды.
Жаль, конечно, что их часто воруют.