…Международная политика многолика. Это всегда система сдержек и противовесов, месседжей и намеков, дипломатических уловок и бюрократических проволочек. Да, да, именно бюрократических проволочек. Если кто-то думает, что Европейский Союз или НАТО не бюрократические организации, то они глубоко заблуждаются. Особенно ЕС с его тремя, не всегда поворотливыми, «головами» в виде Европарламента, Еврокомиссии и Совета Европы. Любое Решение имеет политическую окраску. А нормы международного права и юриспруденции зачастую используются для аргументированной трактовки своих решений. Более того, ЕС настолько же щедр на авансы, увещевания и обещания, настолько же скуп в их выполнении. Особенно, когда это для них не имеет прямой выгоды, а наоборот – чревато проблемами. Высокопоставленные чиновники ЕС умеют заигрывать с теми, кто идет с ними в одном фарватере, и быть жесткими с теми, кто «водит их за нос».
В ситуации с предоставлением безвизового режима со странами Шенгенской зоны для Грузии и Украины, совершенно показательна в данном аспекте. Наши государства практически одновременно вышли на старт в этой гонке. Мы даже последние годы были немного впереди. Особенно, когда в Украине произошел Майдан, а в Грузии пришли к власти пророссийские силы. А с учетом того фактора, что Россия оккупировала наш Крым и развязала военные действия на Донбассе, отношение еврочиновников к Грузии стало еще более неоднозначными. Тогда как совершенно открытая проевропейская риторика украинской власти должна была стать залогом безвизового прорыва…Практически весь 2015 и 2016 год прошел в ожидании т.н. безвиза. Почему так называемого? Да потому, что речь идет не об отмене виз для посещения стран Еврозоны. Речь идет лишь о либерализации, т.е. упрощения, визового режима. Да и то, с серьезными оговорками и предостережениями. Нам обещали эту либерализацию много раз, постоянно перенося очередную дату. Наша дипломатия постоянно рассказывала о своих новых победах и политических договоренностях.
Украина выполняла все новые и новые требования ЕС, принимала соответствующие Законы и создавала новые государственные институции, такие как НАБУ, НАЗК и другие. Однако, несмотря на благоприятную политическую конъюнктуру и постоянные обещания со стороны первых лиц Европейской политики предоставить Украине эту самую либерализацию, что-то не срасталось, и сроки постоянно откладывались. Понятно, что европейцев очень смущает страна, погрязшая в коррупции. Однако, не думаю, что такие страны Океании, как Самуа, Тринмдад и Тобаго и Вануату вместе с Сент-Люсией, имеют менее коррумпированную власть и больше демократических институций. А ведь эти мини-государства получили безвиз с Евросоюзом еще в мае 2015 года. Это ли не двойные стандарты и подходы. Понятно, что ситуация с открытыми и неконтролируемыми участками границы с РФ, а так же огромное количество неучтенного оружия, не может не вызывать тревогу и опасение в Европе.
Понятно, что неоднозначная внутренняя политическая ситуация и постоянная угроза очередного Майдана, вызывает лишь негативные эмоции. Более того, наплыв в Европу сирийских беженцев и постоянная угроза терроризма, так же не играет нам на руку. Тем более, что уровень преступности и уличного бандитизма в Украине, к сожалению, растет. А уровень конкурентности и свободы ведения бизнеса неуклонно падает во всех рейтинговых исследованиях. В дополнение ко всему, отсутствие реальных и фундаментальных реформ в нашей стране, на фоне постоянных бравых заявлений наших политиков, дали представителям ЕС прекрасный шанс оттягивать решение нашего вопроса.
Евросоюз хорошо осведомлен о том, что в Украине правит бал олигархат, и процветают экономические монополии. А об умении европейских политических институтов заниматься подковерной бюрократией мы уже говорили. И в довершении этой картины, следует отметить еще один фактор. Экономика большинства европейских государств сегодня испытывает серьезные трудности. Многие страны, недовольные экономической политикой Евросоюза, восприняли выход Великобритании из Еврозоны, как сигнал к действию, а потому европейский политикум опасается «парада суверенитета» и раскола в Европе. А потому, они считают, что предоставление безвиза для Украины может усилить эти процессы и усугубить фактор нестабильности, тем самым принеся на континент новые проблемы. Да и Российский фактор не следует сбрасывать со счетов.
Что же касается Грузии, то, несмотря на то, что у власти там находятся пророссийские силы, Европарламент под руководством нового председателя, итальянца Антонио Таяни, принял решение предоставить упрощенный визовый формат. Грузины продемонстрировали серьезные практические результаты в борьбе с коррупцией, провели и закрепили экономические реформы и сумели убедить Европу в безопасности для них подобных решений. Следует отдать должное грузинской дипломатии. Они без лишнего шума и пафоса работали в европейском направлении, и смогли пролоббировать нужное для их страны решение. Кстати, можно отметить, что Председатель Европейского Совета Дональд Туск и руководитель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер, так же были всегда немногословны в отношении Грузии. Казалось бы, все внимание сосредоточено на Украине. Тем не менее, именно Тбилиси, а не Киев получил безвиз.
Нам же остаются очередные обещания и очередные надежды. Безусловно, дипломатическим языком нам продемонстрировали свое отношение и обозначили свои приоритеты. 40-миллионное государство, находящееся в состоянии перманентного политического кризиса и социальной напряженности, является фактором раздражения и стремлением обособиться. Проще говоря, это четкий сигнал нашей власти о необходимости более адекватно реагировать на современные вызовы. Экономические, финансовые и политические. Тем более, на фоне того, что Политическая палитра Европейского Союза будет претерпевать серьезные изменения. А потому, нашим дипломатам следует не промахнуться в своих действиях, и не ошибиться в выборе стратегии и партнеров. И не повторять своих ошибок.
А украинской власти в целом необходимо осознать, что игры в кошки-мышки закончились, и настало время решительных действий и системных реформ. Сумеем продемонстрировать свою готовность находиться в общем европейском политическом и гуманитарном пространстве, в том числе, с точки зрения безопасности и контроля - получим к лету положительный сигнал из Брюсселя.