Ни в одной стране мира нет такого количества структур, которые должны бороться с коррупцией. Однако, в нашем случае, эффективность их деятельности практически нулевая. Все происходит для отвода глаз и никоим образом не предотвращает главный бич Украины, - теневую экономику и коррупцию в высших эшелонах власти. Более того, именно силовые и контролирующие ведомства зачастую являются главными «крышевателями» теневых оборотов во многих сферах. А потому, Запад справедливо считает, что далее финансировать и кредитовать погрязшую в коррупционных схемах и оффшорных махинациях страну, не имеет смысла.
И потому открыто требуют от Украины конкретных шагов, а не только лозунгов, призывов и заверений. Например, провести независимое расследование и выяснить источники несусветных богатств наших политиков и государевых слуг, которые обозначены в декларациях. Причем, не только у приспешников прошлой власти, но и деятелей постмайданного периода. Справедливости ради, следует сказать, что в Вашингтоне, Оттаве и Брюсселе никогда не испытывали особых иллюзий по поводу честности нашей политической элиты. Однако, после опубликованных е-деклараций с сотнями миллионов наличных долларов, дорогущими дворцами, тысячами гектаров собственной земли и других драгоценностей, наши западные партнеры пришли в замешательство. Они не могут понять, как можно так открыто и нагло демонстрировать, что можно безнаказанно грабить свою страну, не боясь при этом преследований и разоблачений. И как можно имея такие неслыханные богатства постоянно клянчить деньги у международных доноров. Вопросов много.
К сожалению, ответов на многие из них нет. Чтобы хоть как-то отвлечь внимание общества от колоссальных экономических проблем и реального масштаба коррупции, наши правоохранители и антикоррупционеры всех мастей и рангов развили невиданную активность. В том числе и для того, чтобы продемонстрировать нашим европейским и заокеанским партнерам решительность в намерении бороться со злом. Наиболее видимую деятельность демонстрирует в последнее время Генеральная прокуратура, и лично Юрий Луценко. Правда, так же без особого результата. Но громко. Все его действия, скорее, рассчитаны на аплодисменты публики и замыливание глаз международного сообщества, нежели на реальное противодействие порочной Системы. А поскольку, вся политическая верхушка, так или иначе повязана друг с другом, то приходится довольствоваться «малым». Именно таким театрализованным действом является дело против Новинского. Не самого , надо сказать, одиозного и коррумпированного представителя бывшей ПР. И не самого близкого к властному корыту. Но даже ему предъявляют обвинение не в коррупции, а в каком-то странном деле, связанном с церковью. Почему? Чтоб ненароком не создать прецендент для тех, кто по-настоящему сегодня является кастой неприкасаемых. В общем, бесперспективная история. Эти показательные выступления рассчитаны исключительно на то, что наши западные партнеры оценят масштаб личности Новинского и решат, что «поезд тронулся». А заодно, продолжат финансово поддерживать Украину. Хотя, многие понимают, что в данном случае страсти по Новинскому, это скорее личные мотивы и сведения счетов, нежели реальное стремление очистить власть.
Еще один негативный аспект не прибавляет нам оптимизма. Начались междоусобные войны и межведомственные конфликты между НАБУ, НАЗК и Генпрокуратурой. Это свидетельствует о том, что единой стратегии действий и политической воли первых лиц государства, направленной на разрушение старой и погрязшей в коррупции системы, нет. Своими бездумными и непрофессиональными действиями, власть сама загоняет себя в угол. А это чревато очередным витком кризиса, дестабилизацией социальной обстановки, охлаждением отношений с Европой, а возможно и международной изоляцией. В шахматах есть такой термин, цугцван. Он обозначает, что каждый последующий ход лишь усугубляет положение игрока. Так вот, в Украине складывается именно такая ситуация. Любое очередное бравое заявление власти или ее неуклюжие действия, связанные с очередным коррупционным скандалом, отворачивает от нас наших западных партнеров. Чем больше создается структур для борьбы с коррупцией, тем вольготнее себя чувствуют сами коррупционеры. Парадокс, но факт. Отсутствие единой антикоррупционной стратегии, координации действий и единых целей создает хаос и непонимание, а куда, собственно, идем?
А потому, пришло время собирать камни. Настал момент профессиональных и системных, а не дилетантских и избирательных действий. А все потуги вокруг двух одиозных регионалов Ефремова и Новинского, окажутся бессмысленны. С одной стороны, они ничем не закончатся, а с другой, - никак не решают основную проблему Украины и украинской власти. Проблему коррупции. И, как следствие, порождают недоверие к нашей стране со стороны тех, от кого реально зависит наша дальнейшая судьба.