…После бесславного поражения в Грузии и еще более безрезультатного пребывания в должности губернатора Одесской области Михеил Саакашвили подался в оппозицию. В оппозицию к той власти, с которой олицетворял себя эти два с половиной года. В свойственной ему манере онсообщил о создании собственной партии и объявил о тотальной борьбе с коррупцией. Все как всегда. Но, на сей раз он действительно пошел ва-банк. У него сейчас есть единственный шанс остаться действующим политиком и претендовать на власть. Этот шанс - досрочные парламентские выборы в Украине. Да, да, теперь уже в Украине. В Грузию нашему Михо дорога надолго заказана. Грузины дали свою оценку его деятельности в пору Президентства. Ну да ладно. Вернемся к нашим реалиям.
Яркий оратор, эксцентричный и эмоциональный Мишико собирается покорить украинского избирателя изобличительными антикоррупционными спичами и умелой игрой на чувствах большинства людей, разочаровавшихся в нынешней власти. Махровый трибунный популизм с театрализованным привкусом – любимый конек нашего героя. Он умеет говорить то, что хотят слышать большинство людей, и умеет внушить им веру в то, что он, Михеил Саакашвили, и есть их спасение и их надежда. Более того, он умело манипулирует самыми простыми и банальными лозунгами и призывами для достижения своей цели. А цель у него всегда одна – власть. Неограниченная и неподконтрольная власть. Так было в Грузии, так он видит себя в Украине.
Надо отдавать себе отчет в том, что Саакашвили и демократия, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Это как земля и небо. Михеил Николозович диктатор по сути. Авторитарный и взбалмошный правитель и самодур. Он прекрасно продемонстрировал эти качества, находясь всего лишь в должности главы Одесского региона. Свой прокурор, свой начальник полиции, свой руководитель таможни и отчаянная попытка посадить в кресло своего начальника СБУ – все эти действия свидетельствуют именно о желании жестко контролировать весь бизнес и все теневые потоки. Подчеркиваю, не бороться с ними, а контролировать. Да, Михо может побороть мелкую, низовую коррупцию. Для визуальной картинки и неискушенного зрителя. Метод у него такой. А вот коррупцию в высших эшелонах власти, он предпочитает возглавлять. И грузины, и одесситы прекрасно об этом знают. Сразу несколько влиятельных ФПГ стали финансировать весь многочисленный «грузинский десант» в Одессе, создав для этих целей благотворительный фонд. Более того, сотни тысяч долларов тратились на антикоррупционные гастроли Михо по стране. На все перелеты, переезды и другие «хотелки» привыкшего к роскоши экс-президента Грузии.
Но Одессы ему, безусловно, мало. Тем более, что там нужно было работать и демонстрировать реальные и практические результаты. Это не для него. Ему нужна трибуна и благодарный слушатель, которого Михеил Саакашвили готов вести на очередные баррикады. Теперь уже в Украине. Теперь уже с собственной партией для достижения собственных властных амбиций. Его власть всегда держалась на персональном авторитете и страхе. Никакой настоящей демократии и свободы слова. Исключительно жесткая властная вертикаль. Это можно смело назвать современным «бонапартизмом». Недавний опыт нахождения Саакашвили у власти в Грузии подтверждает эту парадигму. Ему нравится подражать Великим правителям со схожими устоями…
Так было при Бисмарке в Германии. Так было при Столыпине в России. Именно о таком пути и о такой власти снова мечтает и Саакашвили. Именно для этих целей он создает свою партию и будет прилагать все свои силы для расшатывания внутриполитической лодки в нашей стране. Ему нужны выборы. Ему нужны скорейшие выборы. Он не стайер, скорее он спринтер. Да и риторика революционера и ярого «борца за справедливость» без политических побед может быстро приесться. Люди хотят видеть ощутимых и осязаемых результатов борьбы. Кроме того, поскольку Саакашвили играет на публике роль Мессии и спасителя украинского отечества, он должен оставаться в глазах людей нравственным и моральным авторитетом. И здесь могут появиться сложности для него и козыри для его оппонентов. Слишком дорогая революционно-партийная деятельность в Украине, а потому Михо придется раскрывать источники финансирования своей кампании. А поскольку, финансируют его обычные украинские олигархи и, возможно, теневые американские Фонды, ему станет труднее все время казаться святее Папы Римского и хитрее одесского раввина. Причем одновременно.
Таким образом, можно констатировать, что Саакашвили действительно пошел ва-банк. Пан либо пропал. Ему нужна власть в Украине. И для достижения этой цели будут использованы и задействованы все механизмы. Внутренние и внешние. Не зря он во всех возможных форматах распространяет информацию о своих дружеских контактах с Дональдом Трампом.
Но главное, что следует понимать, Михо нельзя подпускать к власти. Это опасно и недальновидно. Его не интересует Украина. И члены его грузинской команды отчетливо продемонстрировали свою неспособность проводить серьезные реформы в современном государстве.
Да и демократию вместе с европейскими нормами взаимоотношений государства и общества с Саакашвили не построишь. Он разрушитель. А нам сегодня нужно созидать. Иначе, разрушать будет уже нечего. И некому.