Региональные капканы для Премьера

В конце мая, Премьер Гройсман обещал презентовать конкретный план реформирования страны на текущий год. С четким алгоритмом пошаговых действий, сроком исполнения и ответственными. Хотя, что касается ответственности, то именно Глава Правительства будет нести персональную ответственность за конечный или промежуточный результат. Причем, не только за результат конкретных действий министров, но и за результат работы всей властной вертикали, представителей региональной власти и органов местного самоуправления. Парадоксально, но структура власти в Украине и общая конструкция управления такова, что Премьер-министр несет персональную ответственность за всю социально-экономическую ситуацию, при этом не имея контрольных функций и реальных инструментов воздействия на региональные элиты. Губернаторы и главы районов назначаются Президентом, а местные Советы избраны при другой политической ситуации, а потому ориентируются сегодня исключительно на собственных партийных вождей и местных олигархов. Что касается мэров городов, то они по сложившейся традиции опираются в большей степени на АП, нежели на руководителя Кабмина. И не важно, что в стране Парламентско-Президентская модель правления. Главное,что руководитель СБУ и Генеральный прокурор всегда были креатурой Президента. А этот фактор безотказно действует на местных руководителей…

Фото: Макс Требухов

Уже первые шаги Гройсмана на посту Премьер-министра демонстрируют, что любые его начинания будут наталкиваться на информационное сопротивление и управленческий саботаж. Будь то стремление приструнить монополистов в сфере ЖКХ, наступление на фармацевтическую мафию, или попытка остановить контрабанду и сделать прозрачные механизмы на таможне. Любые Решения, принимаемые Правительством, реализуются (или не реализуются) именно на местах. Но местные элиты не готовы сегодня к трансформации и изменению своей философии власти. Им не нужны новые подходы и слом старой Системы. Они осознанно законсервировали ситуацию, и при поддержке местных силовиков, депутатов и местных активистов, способны создать самое негативное отношение общества к любому новаторству. К любым непопулярным управленческим решениям. К любой модернизации. В каждом регионе сформировалась своя финансово-политическая коалиция, которая будет находиться в оппозиции ко многим инициативам Премьера.

Отсутствие обратной связи с населением и привычное для нас очковтирательство и другие бюрократические тонкости, делают практически неуязвимыми этих руководителей. Кроме того, наиболее резонансные решения по распродаже земли и коммунальной собственности, отмыванию бюджетных средств и сокращению социальных Программ, принимаются региональными руководителями, а так же местными Советами, при молчаливом согласии правоохранительных структур. Так вот, Премьер-министр Украины имеет очень косвенное влияние на все эти процессы. Более того, ситуация усугубляется еще и тем, что практически вся политическая верхушка не заинтересована в успехах Гройсмана- Премьера. Что же может предпринять в данной ситуации новый Премьер, учитывая сегодняшнюю политическую конъюнктуру и стремление ряда политических сил к дестабилизации социально-политической ситуации? Ведь его успехи могут быть только в случае непопулярных и жестких Решений, направленных на разрушение нынешней конструкции сговора олигархических групп. А подобные действия естественно вызовут мощное сопротивление Системы.

А потому, единственным союзником Владимира Гройсмана, может стать новая инновационная модель коммуникативной стратегии с региональными представителями экспертного сообщества и общественных организаций. В каждом регионе, новому Премьеру необходимо создавать свои «островки» поддержки и формирования общественного мнения. Открытость и системная разъяснительная работа обо всех своих новациях и намерениях. – единственный ключ к успеху. Более того, было бы целесообразно открыть во всех регионах Представительства Кабинета министров и (или) общественную приемную Премьера. Это позволит создать реальную модель обратной связи, наладить новые каналы поступления информации и даст четкий сигнал местным феодалам о том, что их действия находятся под контролем. Такие Представительства могли бы функционировать на волонтерских началах, или же финансироваться из какого-нибудь западного Фонда. Так же необходимо наладить контакт с Региональными СМИ, лидерами общественного мнения, блогерами и экспертами. Можно создать мотивационную Программу социального лифта и кадрового резерва. Именно такой постоянно действующий системный Диалог и вовлечение представителей регионального гражданского общества в формирование Новой Повестки Дня, станет залогом возможного прорыва и долгожданных реформ.

Уверен, что Владимиру Гройсману, если он действительно хочет добиться успехов, необходимо формировать свою общенациональную команду и создавать единую гражданскую платформу под условным названием «Украинская национальная стратегия». И вместе с этой командой попытаться ее реализовать. Тогда уже в процессе таких шагов, представители региональных властей поймут необходимость и перспективу тесного сотрудничества с новым Премьером и начнут переориентироваться в своих предпочтениях. Неофеодальная философия власти может быть разрушена исключительно через механизмы публичного и открытого противодействия всем теневым процессам. Финансовым, административным и политическим.

Дмитрий Спивак Дмитрий Спивак , Политик, общественный деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram