В то же время, новоиспеченный Секретарь СНБО г-н Турчинов заявляет, что «победить Россию мы сможем исключительно военным способом». На первый взгляд, небольшие расхождения в трактовке. Однако, если взглянуть на такие вольности шире, то становится очевидным: в украинской власти сформированы два противоборствующих лагеря, имеющие разных покровителей и разные цели. А именно:
1. Команда Яценюка-Турчинова четко опирается на поддержку более радикальных по отношению к России США. «Заокеанские ястребы» толкают нас на долгосрочную милитаризацию. Их стремления можно понять. Украина в качестве разменной монеты должна поддерживать постоянно тлеющий военный процесс, тем самым предоставляя Вашингтону демонстрировать свою главенствующую геополитическую роль в мире. Постоянная военная риторика в нашей стране выгодна США еще и потому, что можно продолжать «марафон санкций» против Москвы. Не задумываясь при этом, что Украине нужен мир для проведения фундаментальных реформ и сохранения своей государственности.
2. Попытки навязать украинскому обществу твердое убеждение в неизбежности широкомасштабной войны с Россией обеспечивают Турчинову стремление взять под контроль расходование громадных бюджетных средств, планируемых на 2015 год на модернизацию ВСЕХ силовых ведомств и вооруженных сил.
3. Для Яценюка военная риторика своего сподвижника означает возможность нивелировать собственную ответственность за неизбежный провал реформ. Более того, постоянное нагнетание страха и «ожидание войны» обеспечивает премьеру алиби в объяснениях с гражданами Украины, которым придется «намертво» затягивать пояса. И действительно, какие уж тут социальные программы, скажет премьер. «Все для фронта, все для победы!»
В то же время Порошенко ведет системный диалог с Европейским Союзом. И эти дипломатические усилия направлены, прежде всего, на скорейшее мирное окончание военных действий на Донбассе. В этом позиция Европы и Украины схожи, ведь и страны Евросоюза, и Украина гораздо более повязаны с Россией, нежели США. И в экономике, и в энергетике, и в финансовой сфере. И надо сказать, что дипломатические усилия президента начинают давать свои политические плоды. И сегодня мы намного ближе к мирному решению вопроса, чем даже несколько недель тому. Поэтому, «стратегия войны» из уст секретаря СНБО совершенно не устраивает президента с его «мирным планом» и стремлением к скорейшей экономической кооперации с Евросоюзом. Да и с северным соседом невозможно «вечно воевать». Себе, как говориться дороже. На одном патриотизме и волонтерстве экономика и национальная валюта не продержится. Да и золотовалютный запас, как говориться, близок к дефолтному. Таким образом, президент Порошенко стремиться «уговорить» Европу о необходимости находить те компромиссные решения, которые будут удовлетворять все стороны конфликта. В том числе, Россию.
Мы должны отдавать себе отчет в том, что без реальных реформ всей системы государственного управления, борьбы с коррупцией и децентрализации, международные финансовые институты денег нам не дадут. Они тоже уже устали от наших обещаний и «лозунговой политики». А без серьезного финансирования со стороны Запада наша экономика и финансовая система выстоит не более 6 месяцев. Вот поэтому, позиция Президента мне представляется более правильной и с политической, и с экономической точки зрения.
Что же касается общей оценки таких разногласий между президентом и секретарем СНБО в наших международных приоритетах, то следует отметить: подобное разноголосье в высших эшелонах власти имеет очень негативные тенденции. И с этим необходимо немедленно заканчивать. Восстанавливать Донбасс, не допустить масштабных социальных протестов, удержать курс национальной валюты и начать реформировать экономику – все это возможно исключительно при слаженной и конструктивной работе ВСЕХ институтов власти. Именно сейчас мы нуждаемся в единстве взглядов и позиций между президентом, премьером, парламентом и (теперь уже) СНБО, как никогда. Только в единстве мы сможем удержать ситуацию.